Курские рыцари защитили Судак
Наверняка, вы слышали о таком месте в Крыму, как курортный город Судак. И о том, что близ него располагается генуэзская крепость, постройка которой датируется 14-м веком. В конце июля на территории этого памятника архитектуры четыре года подряд проходит фестиваль «Генуэзский шлем». Этим летом в нем впервые приняли участие куряне. Корреспонденту «ДДД» также выпала удача лицезреть своими глазами это действо.
Крепость около 100 лет строили генуэзцы, которые уже к 13-у веку захватили все побережье от Боспора (Керчи) до Херсонеса (район Севастополя). Столицей колонии они сделали Кафу (Феодосию), Судак же превратили в подобие военной базы. Цитадель на своем веку повидала множество осад – ее стены до сих пор хранят следы от ядер и копий. По преданиям, турки положили 200 тысяч голов, чтобы, осушив ров, ворваться в нее с северной стороны, остальные стороны неприступны, поскольку крепость расположена на конусообразной горе – древнем коралловом рифе, ее охраняют море и глубокий ров.
От толкиенистов к реконструкторам
Необыкновенное чувство возникает уже при входе в ворота. Стариной веет от старых камней и стен 2-метровой толщины, прорезанных узкими бойницами, внутреннего двора и даже от прожженной солнцем земли, где, нет-нет, да и наткнешься на остатки древнего фундамента. Прыжок во времени помогают осуществить люди в костюмах прошлых веков, приехавшие сюда из России, Украины и Молдовы, чтобы воспроизвести перед зрителями битву за Генуэзскую крепость. По старой памяти их называют «толкиенистами» за их «любовь» к творчеству писателя Джона Руэлла Толкиена. Лет десять назад, когда движение только зарождалось, игры чаще устраивали по сюжету известной трилогии Толкиена «Властелин колец». Теперь они «реконструкторы»: занимаются тем, что исследуют нравы и жизнь далеких предков. А потом воспроизводят их на так называемых «игрищах», на время оставляя свои настоящие имена и становясь Ратиборами или Халльгримами, в ответ на приветствие ограничиваясь кратким: «И тебе по здорову».
Открывался фестиваль торжественным шествием участников. В отличие от игрищ, он не ограничивался одним историческим событием, а потому перед зрителями проходили представители самых разных эпох, народностей и сословий. Были гламурные французские и испанские красавицы 16-го века, славянские дружины во главе с князьями, шотландцы в юбках с разукрашенными под цвет национального флага лицами. Были даже восточные мудрецы и индейцы с головными уборами из перьев.
«Мясорубка»
«Подыскивайте удобное местечко, господа! – объявил со сцены глашатай. – Сейчас начнется массовое сражение – бугурт!» Освобождают место для сражения, напор зрителей сдерживает оцепление, детей просят убрать подальше: театрализованное действо – опасное мероприятие: мечи и секиры стальные, а стрелы горят настоящим огнем. И вот шоу начинается. Двое лазутчиков пробираются в крепость, одного хватают и ведут на расстрел. Зрители вздрагивают, когда раздаются настоящие выстрелы и дым окутывает упавшего. Но другой лазутчик уже ведет армию, которая катит осадные щиты и баллисты – огромные осадные арбалеты, стреляющие зажженными стрелами. Ответ не заставляет себя ждать – щиты (щедро политые бензином) вспыхивают не на шутку. Генуэзцы осыпают противников стрелами и ядрами. На пригорок выходят захватчики – князь с дружиной. Блестят на солнце доспехи, стальные мечи стучат по богато украшенным щитам. Пылающая стрела попадает в воина, и его одежда начинает гореть – без каскадеров на фестивале не обошлось. Оба лагеря разражаются канонадой из многоствольных пушек – «сорок» и «органов смерти». Оглушительную пальбу дополняют взрывающиеся осадные щиты, которые заранее начинили взрывпакетами. Немало «погибших» лежат на поле сражения. А когда рассеивается дым, друг против друга выстраиваются «тяжелые» воины. Начинается, как говорят сами участники, «мясорубка». Удары 2-киллограмовых стальных мечей могут ломать кости – спасают только доспехи. Опасность подстерегает даже «убитых»: на глазах у публики один воин пытался достать секирой (топором на длинной ручке) врага, но не рассчитал – лезвие воткнулось в землю в сантиметрах от головы лежащего «Рубиловка» продолжается около десяти минут. Но кажется, она тянется вечность – настолько наэлектризован воздух в месте сражения. И вот оставшаяся «в живых» кучка воинов поднимает мечи в знак победы. В толпе слышатся предположения: «Наверное, они ненавидят друг друга». «Бред», – отвечают участники, помогая подняться с земли противникам.
Испанский бархат и «луковые» платья
«Конкурс на лучший исторический костюм», – кричит глашатай. Выходит испанская придворная дама с 7-летней принцессой за руку. «Платья сшиты вручную из настоящего испанского бархата, – говорит она, – он очень тяжелый, представьте, каково носить ребенку 5 кило материи! Под платьем чулки из итальянского шелка » На вопрос во сколько ей обошелся костюм, «испанка» улыбается: «Вам и не снилось». Даму сменяют славяне и представители северных народов, позванивая оберегами на поясах и множеством самодельных украшений из металла. Нижние рубахи выкрашены по старинке луковой шелухой – от бледно-коричневого до желтого. Ослепительна русская боярыня, чье платье полностью(!) расшито бисером и камнями, напоминающими драгоценные. На его создание ушло два года.
А рядом проходят турниры. Лучники соревнуются в меткости, стоя на качающейся доске, положенной на камень. Бравые воины бьются на мечах, держа в другой руке щит. Вне конкурса идут поединки со зрителями – им выдают доспехи и оружие. И те перестают судачить, что, мол, рыцари быстро «выдыхаются». В полных доспехах весом 30–40 килограммов не наскачешься. Бурю аплодисментов срывали воины, которые, сняв шлемы, поражали публику длинными косами – в древности женщины тоже воевали!
Реконструкция – это образ жизни
Турниры окончены, победители и побежденные спешат в кузню. Там профессиональный кузнец «лечит» погнутые от ударов мечи и щиты. Кто-то идет в средневековый кабак, чтобы полакомиться квасом или блинчиками с медом. Кто-то уже отдыхает в палаточном городке, расположенном во внутреннем дворе крепости. Подводя итоги фестиваля, организаторы облегченно шутят со сцены: «На этот раз обошлось без смертельных травм». Но потери все-таки значатся: несколько рассеченных бровей, ушибы, ссадины. Легко отделались. Бывает, что сражения заканчиваются плачевно. Поговаривали, во время реконструкции боя на Куликовом поле «рыцарь» в ажиотаже разрубил заточенным мечом голову соперника. Тот не успел надеть шлем, слетевший во время схватки.
Реконструкция – уже даже не хобби, а образ жизни. Люди изучают нравы, обычаи, взаимоотношения, которые могли бы существовать в прошлые века. «Игрища» представляют собой некий сценарий, где есть отправные точки – конкретные исторические события и личности. Как будет развиваться действие, зависит от самих участников – итог иногда может противоречить истории. Игры проходят два-три раза в году и длятся от одного дня до двух недель. За это время можно настолько вжиться в образ, что «отпечаток прошлого» остается и по приезде в обычную городскую атмосферу.
Анна НАРЫКОВА