ТворчествоСлужба знакомствНовые лицаАфишаСправочникОбъявления
№ 20 (1179) от 16.05.2017 Обновление: 23.05.2017, 19:08 Самый большой сертифицированный тираж (30 500 экз.) в Курской области


Владимир Пресняков сравнил юную курянку со своей женой (видео телеканала НТВ)

В Курске продолжают отключать горячую и холодную воду: где, когда
ФОБОС: погода в Курске


Евгений НОВИКОВ отвечает на вопросы читателей


Мария Пшеничникова-Орлова: «Все что ни делается – к лучшему»

Архив ДДД на проекте «Яндекс.Новости»
Первое курское интернет-телевидение «46ТВ»
ГТРК
Телекомпания «ТАКТ»
Портал «Афиша 46»
ФК «Авангард» (Курск)
Rambler's Top100

Архивный номер № 19 (1178) от 9 мая 2017Новости


ИСКУССТВО

О жизни Малевича в Курске расскажет канал «Культура»

Казимир Малевич – имя, известное во всем мире. Его называют ключевой фигурой искусства XX века. Его творчеству посвящены десятки книг и тысячи публикаций. Но курский период жизни художника продолжает преподносить новые сюрпризы. «Это сенсация мирового уровня», – без ложной скромности заявляет галерист и краевед Олег Радин о своем недавнем открытии.

Казимир Малевич
Казимир Малевич

Малевич: «Курск определил мою будущую судьбу»

«Конечно, не Киев, но все же город», – так поначалу отозвался Малевич о Курске. Но позже в воспоминаниях основоположник супрематизма писал, что годы, прожитые здесь, определили его творческую судьбу. «Город в будущей моей биографии займет большое место. Работа в Курске развивалась под влиянием «передвижников» Шишкина и Репина, с которыми я был знаком по репродукциям. Природа стала для меня той действительностью, которую нужно в полной правдивости передать в этюде», – признавался художник.

В Курске он встретил свою любовь, венчался, здесь появились на свет его дети. Счастлив ли он был? Сказать сложно. Работа чертежником в управлении Курско-Московской железной дороги тяготила Малевича, он мечтал вырваться «в большой мир», заняться настоящим искусством. Впоследствии он напишет: «Я не понимал, зачем я здесь, как птица не понимает, зачем ее держат в клетке».

Может, именно поэтому Курск стал своеобразным «черным квадратом» его биографии. Работал, занимался живописью, организовал художественный кружок, оставил семью и детей и переехал в Москву – скупое перечисление фактов, более 10 лет вмещается в несколько строк.

Музеи Малевича есть по всему миру – в Амстердаме, Нью-Йорке, Париже. И лишь в Курске, где художник провел значительную часть своей жизни, о гении, похоже, стараются забыть. «Музейный статус «обязывает» наличие аутентичных, подлинных произведений и предметов автора хотя бы на 80 процентов. В этом случае их не так много, как хотелось бы. Если строить экспозицию на типологически близких вещах, то получится псевдомузей», – перечеркнул идею председатель областного комитета культуры Валерий Рудской.

Случайное открытие

Еще один художник – Олег Радин – много лет сражается с властями за возможность курян почувствовать себя сопричастными к гению. Почти два десятка лет он по крупицам собирает факты о том, как автор «Черного квадрата» был связан с нашим городом. «Есть миф, что Малевич уничтожил все свои ранние работы, написанные в Курске. Неправда, эти полотна есть в крупных музеях, – утверждает Радин. – Еще одно распространенное заблуждение касается того, что, уехав в Москву, он оборвал все связи... Тоже выдумка. Не только продолжал общаться с местными художниками, но и вернулся в Курск в 1913 году, чтобы организовать тут выставку».

Известие о том, что Малевич организовывал выставку в Курске, потрясло исследователей его творчества
Известие о том, что Малевич организовывал выставку в Курске, потрясло исследователей его творчества

О том, что Малевич выставлялся в Курске, до недавних пор не знали даже сами искусствоведы. Факт всплыл случайно. «Я приобрел старый альбом с фотографиями, заинтересовавшись несколькими карточками с видами Курска, – рассказывает Радин. – Когда дошли руки пролистать остальные страницы, обратил внимание на снимки с выставки. Картины Малевича узнал сразу. И удивился: неужели кто-то из курян тогда попал в Москву, да еще и с фотоаппаратом. Стал рассматривать внимательнее и понял: не Москва это, а Курск! Интерьер помещения один в один соответствует второй женской гимназии».

Именно это открытие произвело в искусствоведческих кругах большой переполох. Во-первых, о том, что Малевич выставлялся в Курске, никогда никто не писал. Во-вторых, сама дата выставки заставляет пересмотреть основные вехи авангарда.

Дело в том, что курянам представили работы группы молодых художников, называвших сами себя «Ослиный хвост». Эпатажное название появилось после скандала в Париже, где выставили абстрактную картину, на деле «написанную» ослом. Кистью стал его хвост. Объединение просуществовало недолго, но оставило заметный след в истории российской живописи.

Считается, что художники успели организовать две выставки: в Москве и Петербурге, а к 1913 году объединение распалось. И тут появляются данные о показе в Курске, который состоялся в том самом 1913-м!

О подготовке к выставке косвенно свидетельствует переписка курского художника Квачевского с Малевичем: «Я произвел некоторую анкету в Курске с мыслью: пойдут ли смотреть «Ослов», «Хвостов», «Валетов» и прочее. Оказывается, каждый пойдет, и потому это может иметь материальный успех. И потому тащите «Ослов» в Курск, но только если вас разделают «под орех», не будьте в претензии. Так вот что, дорогой, вы приедете перед Страстной в Курск, остановитесь у меня. Привозите, кроме «Ослов», работы нормальных художников».

«Ослиный хвост» не понравился курянам

Если и оставались какие-то сомнения в том, что группа «Ослиный хвост» привезла свои картины в Курск, их развеяло недавнее открытие, сделанное Радиным вместе с другим исследователем, архитектором Еленой Холодовой. В харьковских архивах они обнаружили выпуск газеты «Южный край» со статьей, посвященной выставке.

«До сих пор кубисты и футуристы выставлялись исключительно в столицах – Москве и Петербурге. Провинция их не знала. Курск – первый из провинциальных городов, сподобившийся на этих святках увидеть то, что видели только столицы», – так начиналась публикация.

Сейчас творчество Малевича считается классикой, а в 1913-м провинциальный зритель оказался озадачен. «Это портрет курсистки», – пересказывает журналист диалог Малевича с посетителями. «Но почему же она такая... страшная?» – решается кто-то высказать недоумение. «А это, видите ли, она только что довольно сытно покушала, разговелась...» Будущий основатель супрематизма относился к своему творчеству без пафоса, много и охотно шутил с публикой.

КАЗИМИР МАЛЕВИЧ. Бабы в поле, 1928.
КАЗИМИР МАЛЕВИЧ. Бабы в поле, 1928.

«А вот другая группа стоит в недоумении перед «Бабами в поле»... Каждая баба изображена посредством трех усеченных конусов. Нижний, самый широкий, конус – это юбка, второй – туловище, третий, совсем маленький, – голова. Какая-то баба оказывается вовсе без головы. «Почему?» «А это она думает о доме, – объясняет г. Малевич, – ну, значит, и голова ее там, дома...» «Нет, нет, то я пошутил, – говорит он в другой раз, – баба просто нагнулась».

Но пресса юмора не поняла, общий тон публикации уходит в резкую критику. «Вся статья посвящена картинам Малевича: какие они уродливые, страшные и нехорошие. Читаешь – и удивляешься, почему до сих пор некоторые люди относятся к Малевичу так же, как относились к нему в 1913 году», – замечает Олег Радин.

Открытиями Олега Михайловича заинтересовались ведущие исследователи Малевича. Уникальные фото с курской выставки «Ослиный хвост» будут опубликованы в новой книге, посвященной художнику.

5 мая в столицу соловьиного края приехала съемочная группа телеканала «Культура», чтобы открыть зрителям неизвестные факты о жизни Малевича. Журналисты расскажут о необычной выставке, покажут уголки города, связанные с этой фигурой мирового уровня. Курск, в котором жил художник, проглядывает из современной застройки лишь отдельными мазками. Это католический костел, где Малевич венчался со своей женой Казимирой. По шаткой деревянной лестнице, ведущей вниз, он каждый день ходил на работу в здание на улицу Авраамовскую (ныне Добролюбова), где сейчас находится областное УФСБ. Это улица Почтовая, где он снимал комнаты. И разрушающийся дом, где так и не появился музей... Почему значительный период жизни художника интересен всем, кроме курских властей, которые почему-то упорно противятся идее создать музей Малевича в городе, – загадка под стать самому «Черному квадрату».


Читайте свежие новости «Друг для друга» в социальных сетях: ВКонтакте, Одноклассники, Facebook, Twitter.

Ирина ТРЕТЬЯКОВА




 —  Написать отзыв (0)  —  Версия для печати


Выскажите своё мнение о статье

Имя: *
E-mail:
Город:
Смайлики: smile super yes no beer wink tongue laugh finish boy love girl confuse joy good fright sleep wall amaze angry box shok star kill stop suicide
Текст * сообщения:
Защита от спама *: Введите 6 цифр на картинке  → 
Поля, отмеченные (*), обязательны для заполнения.





Горячие новости

Добро пожаловаться

Справочная


Читайте в печатном номере: ТВ-программа на 32 канала, интервью со звёздами, результаты ТВ-лотерей «Золотой ключ», «Бинго», «Русское лото», частные объявления, биржа труда, полезные советы, конкурсы и сканворды 16+возрастная категория сайта
Национальная тиражная служба Тираж еженедельника «Друг для друга» — 30 500 экземпляров — проверен и сертифицирован «Национальной тиражной службой» (г. Москва)
Посетителей сегодня: 2 594
Посетителей вчера: 19 371
Всего c 10.03.2003: 41 583 273
© 2003–2017, ООО «Друг для друга - Медиа» (г. Курск), при перепечатке ссылка на www.dddkursk.ru обязательна!
Разработка сайта: КурскИНФО