Курские трейсеры тренируются на снегу и сеновалах
Рано утром, когда весь Париж еще спит, они штурмуют небоскребы и встречают на крышах рассвет. Однажды маленький Джамель, подражая им, полез на дерево, и с ним случился приступ. Чтобы спасти мальчика, в течение суток нужна пересадка сердца. Это стоит 400 тысяч франков, а у родителей Джамеля таких денег нет. «Попрыгунчики» решают помочь и добыть их. Таков сюжет известного французского фильма «Ямакаси». Оказывается, в Курске тоже есть трейсеры.
Игры жителей «городских джунглей»
Паркур как течение зародился во Франции. В начале XX века Жорж Ибер написал книгу «Естественные методы физкультуры», через несколько десятилетий ее взяла на вооружение французская армия. На основе этой книги была сформирована система тренировок «боевой паркур», которую позднее использовали во Франции пожарные и спасатели. Основателем паркура считается Давид Белль, родившийся в 1973 году в Нормандии в семье пожарного. Бег, прыжки, карабкание на различные возвышенности, акробатика, сохранение равновесия, постоянное преодоление себя, развитие уверенности, способность преодолевать препятствия...
Давид был буквально одержим всем этим. Он хотел освободиться от всех препятствий, ограничений и страхов, быть в состоянии пройти везде, где бы он только ни захотел. Это давало много и духовному, и физическому развитию Давида. В 1997 году он снял несколько видеороликов о паркуре, впечатливших тех, кто их увидел. После этого интерес к течению резко возрос, а Белль стал частым гостем на киноэкране. Его привлекла карьера актера, к тому же это был хороший способ популяризировать паркур. Давид снялся в фильмах «Роковая женщина», «13-й район», «Багровые реки-2»... Он основал «Всемирную ассоциацию паркура» (PAWA), объединяющую трейсеров со всех концов света.
Прообразы знаменитых киногероев, прыгающих по небоскребам, существуют и в реальной жизни. «Parcours» с французского переводится как полоса препятствий. Суть заключается в их быстром преодолении. Люди же, занимающиеся этим, называют себя трейсерами. Впрочем, разве дело в терминах? По словам курских экстремалов, трейсер – это человек, способный лазать по отвесным стенам многоэтажек и прыгать с умопомрачительной высоты, ничего не ломая при этом. Возникает единственный вопрос – зачем?
«Паркур – не вид спорта, а образ жизни, у него нет каких-то определенных правил, соревновательности, тренеров, – объясняет лидер курских трейсеров Павел Чертов. – Суть в том, чтобы победить свои фобии и преодолеть препятствия. Страхи могут быть разными: боязнь общения с незнакомыми людьми, экзаменов, болезней, высоты... Когда начинаешь заниматься паркуром, все они исчезают, понимаешь, что можешь все, становишься сильным, уверенным в себе».
Догнать поезд
Курские трейсеры еще «маленькие» – им всего 3 года, столько времени они занимаются паркуром. Но они уже совсем не дети, учатся в вузах, работают. «Все мы до этого уже занимались спортом, кто-то – боксом, кто-то – карате. Но боевые виды спорта стали надоедать, хотелось чего-то нового, – рассказывают ребята. – Узнали о паркуре из Интернета. Почитали, посмотрели видео – понравилось. Помещения для занятий не нашли. Чтобы мягче падать, зимой прыгали в снег, а летом разыскивали сеновалы. Так как тренеров у нас нет, до всего приходится доходить самостоятельно. Смотрим видео, разбираем каждый прыжок поэтапно».
В паркуре много акробатики – ей начинают заниматься с детства, кроме того, она весьма травматична. «Нам говорили, что мы уже старички и начинать заниматься акробатикой в 16–17 лет – абсурдно и даже опасно. Когда мы видели тот или иной трюк, честно говоря, сначала ужасались, думали: никогда такого не повторить. Но потом пробовали, советуясь, поддерживая и страхуя друг друга, делали первые успехи. Когда выходит сложнейший элемент, испытываешь колоссальное удовольствие! Такое чувство, что можешь горы свернуть».
«Умный в гору не пойдет» – антитрейсерская поговорка. Они, наоборот, видят препятствия, не заметные другим, и тут же ощущают желание их преодолеть. Стандартные полосы препятствий и одновременно тренажеры для паркура – лестницы, деревья, дома, гаражи, скалы, стройки. Главная задача при преодолении – не прекращать движение и достичь цели максимально коротким путем. Если вдруг возникают какие-то экстремальные обстоятельства, трейсер сможет выйти из них победителем.
«Уже не раз пригодились паркурские навыки в жизни, – рассказывает Павел. – Как-то в Москве опаздывал на поезд. Думаю, если не ускорюсь, опоздаю. И побежал. Бежал в переходах метро, прыгал по эскалатору – расстояние, на которое тратится час, преодолел за 30 минут. Успел!»
«Однажды решили потренироваться в центре города на боковой пристройке к драмтеатру, – говорят другие ребята. – Пока прыгали, собралась целая толпа зевак. Когда на тебя смотрят зрители, это так подстегивает! Хочется сделать трюки лучше и эффектнее. Народ остался доволен, аплодировали».
Трейсеры – не «ботаники»
Как ни странно, но большинство трейсеров – компьютерщики, программисты. Стереотип немытого, нечесаного «ботаника», уставившегося в монитор, далекого от реальной жизни – к ним совсем не подходит. Ребята все со спортивными, атлетически развитыми фигурами. «У нас сидячая работа – основную часть времени проводим за компьютером. Если бы не паркур, я не был бы сильным и здоровым. Мы за здоровый образ жизни – алкоголь не употребляем, не курим, – объясняет Валерий Кудиненко, один из участников команды. – Хорошо бы, чтобы и другие к этому стремились. Желающие заниматься паркуром появляются постоянно, но мало кто остается. Многие ленятся, ведь, чтобы получился тот или иной акробатический трюк, надо много тренироваться – учиться падать, группироваться, бегать, прыгать, нужна хорошая растяжка. А некоторые хотят сделать все и сразу, так не бывает ни в каком виде спорта – только труд и еще раз труд».
Курские трейсеры уже показывали свое мастерство в перерывах матчей по женскому баскетболу. Кроме того, они постоянно выезжают на слеты в Москву и другие города, обмениваются опытом.
Девушек среди курских паркурщиков нет, хотя как раз акробатические элементы у женщин за счет их гибкости и растяжки получаются лучше и красивее. Хорошая паркур-команда будет неплохо смотреться, если в ее составе будут и парни, и представительницы прекрасного пола. «Если паркур вам интересен, но принимать участие в трюках побаиваетесь, никто не мешает вам просто прийти и посмотреть на экстремальные подвиги, – говорит Павел. – Связаться с нами можно через сайт в Интернете».
Елена ДЯТЛОВА
Вверх▲
Отзывы читателей (1)
Написать отзыв▼
Трейсер початківець Тарас
1 января 2010, 19:07e-mail: 1995taras@mail.ru, город: БурштинЯ тоже так хочу
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 14 (704) от 8 апреля 2008 года
Маневры в среднем ряду: на дорогах с трехполосным движением выезд в крайний левый запрещен