На счету каждого машиниста около 10 жизней
У многих курян богатый опыт общения с проводниками поездов. Но вот о людях, которые «рулят» составом, то есть машинистах, обычному пассажиру мало что ведомо. Мы решили восполнить этот пробел.
Стать машинистом весьма непросто – «людей с улицы» в депо не берут. Здоровье должно быть практически как у космонавтов. «В экстренной ситуации придется принять одно единственно верное решение, ведь за спиной сотни людей, жизни которых зависят только от тебя», – говорит Владимир Беседин, который работает в локомотивном депо 30 с лишним лет.
Надевают часы, чтобы не заснуть
Перед началом поездки машинисты проходят обязательный медосмотр. Потом специальные психологические тесты: проверка на монотонность, утомляемость, реакцию. Все это делается для того, чтобы человек смог «отключиться» от посторонних мыслей. Машинисты говорят: даже если пришел на работу расстроенный, то после всех проверок, хочешь – не хочешь, а в кабину садишься уже собранным. В пути есть и еще одна проблема: не заснуть! «Всю жизнь никакого режима, – сетуют машинисты. – Когда уходишь в отпуск, сразу килограммов на 5 поправляешься».
Чтобы машинист не уснул в дороге, ему на руку надевается датчик-часы с электродами. Когда человека начинает клонить ко сну, показатели передаются на специальный приемник, который связан с общей системой безопасности. Раздается свисток, машинист в течение нескольких секунд должен подтвердить свое бодрое состояние – нажать на кнопку. Если этого не происходит, поезд автоматически останавливается. Наши собеседники вспоминают случай в Санкт-Петербурге. В кабине все заснули, хотя время от времени машинист каким-то образом умудрялся нажимать кнопку безопасности. Чтобы пропустить другой поезд, необходимо было остановиться, но, видимо, контролировать себя железнодорожники уже не могли. Итог: с рельсов сошел тепловоз и несколько вагонов.
Современный поезд оснащен множеством приборов. Например, автоматического ведения поезда, другими словами, автопилотом. Есть аппарат, контролирующий скорость, и своеобразный «черный ящик» для регистрации параметров движения. Эта техника позволяет отслеживать проделанный путь посекундно. Несколько лет назад на Курском вокзале произошла трагедия. Машинист тронулся на 20 секунд раньше графика. Один из провожающих не успел выйти из вагона, попытался выпрыгнуть на ходу и попал под вагон. Человек остался калекой – ему до колен отрезало ноги. Машиниста уволили.
«Страшно, когда под поезд попадают дети»
Следить за исправностью локомотива и состоянием пути – все это обязанности машинистов. Недавно был случай, когда машинист и помощник чудом заметили смытую дождями земляную насыпь, по которой проходил путь, – рельсы буквально висели в воздухе. Движение поездов на этом участке было тут же приостановлено.
Работа очень тяжела психологически. Сколько раз бывало, когда автомобилисты пытались «перескочить» переезд на собственном транспорте, но не успевали. Совсем недавно поезд наехал на огромный ЗИЛ и протащил грузовик несколько десятков метров. «Страшное зрелище, – делятся машинисты. – От машины осталась лишь груда металлолома».
Часто под поезд попадают люди. «На счету каждого машиниста около 10 жизней, – вздыхают наши собеседники. – Первые случаи остаются в памяти на всю жизнь, до мельчайших подробностей. Страшно, когда поезд сбивает детей. Однажды дедушка решил прогуляться с 4-летним внуком по железнодорожному пути. Было лето, и мужчина заснул на обочине, позволив внуку играть одному. Когда железнодорожник заметил ребенка, спрятавшегося между рельсами, было уже поздно Машинист, которому тогда было около 25 лет, поседел. Совсем недавно на дороге тоже погибли дети. Четверо ребят шли по рельсам, навстречу им ехал грузовой поезд. Шум от него стоял такой, что подростки не услышали сигналы другого поезда, приближавшегося к ним сзади. Такую махину сразу не остановишь Двое из них погибли на месте». Попадаются на железной дороге и самоубийцы. «Идет человек возле рельсов, – вспоминает один из машинистов. – Услышав шум поезда, становится на путь и поворачивается к приближающемуся составу спиной. Затормозить до полной остановки уже не успеваешь и понимаешь, что сейчас убьешь человека».
После подобных случаев машинисту дают неделю отдыха. Тем не менее некоторые не выдерживают и сами пишут заявление об увольнении. Ведь если случился наезд, задача машиниста – определить, жив человек или мертв. Ему же приходится и доставать погибшего из-под колес. Останки складывают на обочине до приезда милиции. А сами отправляются в путь – надо уложиться в график движения.
Ника ПАРФЁНОВА
Вверх▲
Отзывы читателей (1)
Написать отзыв▼
Елена
18 ноября 2018, 19:30e-mail: ev_48@mail.ru, город: Московская обл.Да нет, и недели не дают, как хочешь, так и работай дальше, а не можешь, то уходи. Вот так и работает дальше, белый как мел, а в глазах ужас от того, что убирал с рельсов и осталось от человека....
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 16 (550) от 19 апреля 2005 года
В Курск приехали французский журналист и гостья английской королевы