Тайны областного кинофонда
За последние несколько лет походы в кино стали вновь популярны. Системы звука «долби», позволяющие услышать даже дыхание актера, удобные кресла, поп-корн – что еще нужно пришедшему расслабиться возле экрана зрителю. Но «век» большинства современных фильмов короток. Найти кинематографическую «классику» можно только в курском областном видеофонде. Мы решили узнать, как складывается «жизнь» «бессмертных» лент, которые здесь хранятся.
Идем вслед за директором Сергеем Малютиным по узким и темным коридорам фонда. Вокруг немыслимое количество дверей и поворотов. Когда поворачиваем за очередной угол, посещает мысль: «Без сопровождения отсюда точно не выйти». По словам Сергея Дмитриевича специфическая архитектура обусловлена мерами безопасности. Старые пленки, которые отличаются от современных химическим составом, вспыхивают мгновенно. Рассказывают, что лет 40 назад произошел практически невероятный случай. Сотрудники архива решили пообедать и поставили горячий чайник на коробку с фильмом. Нагревшись о металл, пленка тут же загорелась.
Время в руках
Три огромных зала под потолок забиты жестяными футлярами с бобинами, которые ждут своего часа на стеллажах. Чтобы достать верхние, используют подъемник. Внушительная по весу бобина оставляет после себя ощущение времени в руках. Читаем: «Потомок Чингисхана», студия «Межрабпомфильм», 1928 год выпуска. «Это еще черно-белое, немое кино», – рассказывают нам.
Самому старому фильму «Броненосец «Потемкин» знаменитого русского режиссера Сергея Эйзенштейна, который хранится в областном кинофонде, скоро «исполнится» 80 лет. Он знаменит тем, что Эйзенштейн вручную раскрашивал на черно-белой пленке красный флаг (кадр за кадром). Там же на полочке «живет» известный фильм Марка Донского «Радуга», выпуск которого датируется 1944 годом. Кстати, именно «Радуга» стала первым советским фильмом, удостоенным «Оскара». Это над ним плакал президент США Рузвельт, спрашивая: «Чем мы можем сейчас, немедленно им помочь?» Есть в хранилище фонда и другие шедевры советского кино, такие как «Депутат Балтики» (1937 год) режиссера Александра Зархи, фильм Владимира Петрова «Гроза» 1933 года выпуска. Единственная оговорка: первые ленты того времени сохранить не удалось, остались копии более позднего периода.
Для того чтобы сохранить бобину, например, 20-х годов, нужны специальные условия. Та пленка, что использовалась раньше, может выдержать около 500 сеансов. Постепенно от долгого использования старые фильмы приходят в негодность. Их списывают и сжигают. После переработки старых пленок получают серебро. Проходим в соседнее помещение, где несколько женщин реставрируют фильмы. Просматривают каждый сантиметр: те места, где от времени появились трещины и разрывы, просто отрезают ножницами. Глядя на их безжалостные действия, интересуемся: не повлияет ли это на качество «картинки». «За одну секунду на экране проходит 24 кадра, – успокаивает нас одна из служащих, склеивая обрезанные части скотчем. – Это остается незаметным». Кроме того, время от времени пленки прогоняют в специальных увлажняющих растворах. Это позволяет продлить фильмам «жизнь».
«Охотники» за фильмами
Как известно, подлинными изобретателями киноаппарата считаются французы – братья Огюст и Луи Люмьер. Они-то и привезли в Курск первое кино в конце 90-х годов XIX века. Эти короткие фильмы на многое не претендовали: движение поезда к перрону, толпа рабочих выходит из ворот фабрики, игра в карты. Тем не менее, успех был огромен! Зрители вскакивали с мест при приближении паровоза на экране. Потом пришло время полнометражных фильмов. В Курске появились электрические театры – тогда их называли биоскопами. Уже в 20-е годы прошлого века в них начали формироваться маленькие фонды. А в 1943 году после освобождения Курска стала работать «контора по прокату видеофильмов». Название несколько раз менялось, пока не пришло к окончательному: «Курский областной видеофонд».
Сейчас в фонде более 17 тысяч фильмокопий вместе с теми, что находятся в двух филиалах в Кшени и Льгове. Ежегодно руководители фонда стараются покупать несколько фильмокопий, но это не так просто – цены кусаются. Раньше все пленки получали багажом, потом, когда стали «исчезать» багажные вагоны, их начали передавать через проводников поезда. Несколько лет назад в Курск таким образом «ехал» двухсерийный фильм «Жить, чтобы жить». Проводник должен был отдать четыре коробки с бобинами, но отдал только три. Когда недостачу обнаружили, поезд уже отправился дальше по маршруту на Украину. И только после трех недель «охоты» недостающую часть удалось отыскать на вокзале в Москве. Сейчас, с появлением на почте услуги экспресс-доставки, подобных эксцессов не происходит.
Анна АЛЕКСАНДРОВА