Свеча под капотом
Одно из главных условий безотказного пуска двигателя в холодное время года – это надежные свечи. О них сегодня наш рассказ. Итак, поехали
Когда менять свечи
Импортные свечи рассчитаны на пробег до 15 тысяч километров, а дальше может сказаться усталость материала. Наши, например, из г. Энгельса Саратовской области выдерживают пробег до 25 тыс. км. Поэтому ориентируйтесь на замену свечей после 15–20 тыс. км пробега. Заменять свечи лучше не по одной, а комплектами. Какой смысл, если одна новая, а все остальные изношены? Толком контролировать состояние всех цилиндров двигателя в этой ситуации вы не сможете.
Как правило, свечи у нас стараются использовать до последнего. В результате электроды подгорают, зазор между ними увеличивается, приходится подгибать боковой электрод. Однако здесь больше вреда, чем пользы. Ведь полувыгоревший электрод сильнее раскаляется, отвод тепла у него ухудшен. Рабочие свойства такой свечи весьма относительны, при повышенной нагрузке на двигатель она перегреется и вызовет калильное зажигание. Не заметить это нельзя. Двигатель «греется», перестает тянуть, падают обороты, не глохнет сразу после выключения зажигания. Это и есть признаки калильного зажигания.
Что надо иметь в виду, выбирая свечи?
Обратите внимание на цифры. Они указывают так называемое калильное число. На российской свече А17ДВР это цифра 17. Чем больше цифра, тем выше рабочая температура, на которую рассчитана свеча. У двигателей с воздушным охлаждением – напряженный температурный режим, поэтому там устанавливают свечи с большим калильным числом, например, 23. Такие свечи еще называют «холодными», отвод тепла от центрального электрода у них очень интенсивный. Свечи с небольшим калильным числом называют «горячими».
Следует знать, что означает вторая буква после цифры. В нашем случае буква «В» указывает, что изолятор выступает из корпуса свечи. Иными словами, искру гораздо дальше выносит в камеру сгорания, она активнее работает, поверхность изолятора, омываемая пламенем, лучше очищается от нагара. Если изолятор утоплен в корпусе, буквы в маркировке нет.
Буквы перед и сразу после цифры означают диаметр и шаг резьбы, а также длину резьбовой части. Последняя буква в маркировке – «Р» означает, что в центральном электроде свечи есть резистор подавления радиопомех. Российские свечи могут также иметь маркировку У-ХЛ, т.е. для работы в умеренном и холодном климате, Т – для работы в тропиках, Э – экспортное исполнение.
Европейская единая маркировка использует все буквы латинского алфавита. В ней указаны тип уплотнения, количество и материал электродов, величина зазоров, характеристика возникающей искры и т.д. Поэтому, покупая европейские свечи, обязательно назовите продавцу марку и модель своего авто, год и месяц выпуска, тип двигателя. Можно, конечно, поставить свечи, которые подойдут по резьбе, но тогда есть опасность загубить двигатель.
Некоторые пояснения по маркировке европейских автомобильных свечей. Свечи BOSCH и CHAMPION с биметаллическим центральным электродом обозначают буквой «С» в конце маркировки, свечи BERU – буквой «U», свечи NGK – буквой «S». В случае, когда и боковой электрод выполнен биметаллическим, CHAMPION добавляет вторую букву «C». Сведения по маркировке свечей UNIPART отсутствуют.
Многолепестковые свечи для 10-летних машин
На рынке сейчас появились многолепестковые свечи известных европейских фирм и российской компании «Чемпион России». Более всего они подходят для автомобилей примерно 10-летнего возраста. То есть, для подержанных иномарок многолепестковые свечи эффективнее обычных. Главная техническая изюминка в том, что благодаря геометрии изолятора и центрального проводника у искры в равной степени возможны два пути. Первый – более длинный – частично по воздуху, а частично по изолятору на центральный проводник. Этот вариант возможен только тогда, когда изолятор покрыт копотью или масляным нагаром. Например, при запуске холодного двигателя. Длинная искра лучше поджигает рабочую смесь, по пути съедая и нагар. Как только двигатель нагрелся, а электропроводящий нагар исчез, искра переходит на второй, более короткий путь – воздушный. В разных условиях, например, в режиме полной мощности, возможны чередования вариантов. А четыре боковых электрода, настроенных на разные зазоры, дают уже 8 комбинаций воспламенения горючего. Хотя искра всегда одна, она всегда наиболее оптимальна. В режиме «старт со светофора» ее кпд, например, выше в два раза. Зимой при запуске холодного двигателя – в три раза. Кроме того, такие свечи не требуют проверки и регулировки зазоров, их не нужно мыть в бензине и обрабатывать щеткой из тонкой стальной проволоки.
Как отличить подделку
Поскольку спрос на импортные свечи высокий, в Польше, Турции и других странах организован выпуск «левых» изделий известных европейских фирм. Чтобы не налететь на подделку, настоящие изготовители рекомендуют обратить внимание на несколько моментов.
Фирменная картонная упаковка имеет аккуратный вид, печать – глянцевая, четкая и яркая. На коробке обязательно указана фирма и ее адрес. Резьба на свечах накатана, а не нарезана, поэтому ее витки гладкие на ощупь. Маркировка нанесена как по линейке и имеет одинаковую глубину. Боковой электрод у настоящей свечи сравним по ширине с диаметром центрального проводника, его радиус имеет плавный изгиб. Фальшивая свеча – с тонким боковым электродом и почти прямым загибом.