Куряне покупают чудо-кастрюли за 30 тысяч рублей
Что побуждает курян покупать кастрюли по цене хорошей электроплиты, как отличить сотрудников газовой службы от мошенников и не заплатить за ремонт компьютера больше, чем он стоит? Об агрессивном маркетинге и уловках продавцов рассказали в курском Роспотребнадзоре.
15 марта отмечался Всемирный день защиты прав потребителей. В 2019 году от курян поступило 2333 обращения, что на 72% больше, чем год назад. В ходе более 500 проверок выявлено 2495 нарушений законодательства. Общая сумма штрафов – почти 6,5 миллиона рублей.
Куряне часто жалуются на агрессивный маркетинг – продажи на презентациях или когда коммивояжеры приходят прямо домой, представляясь, например, газовиками.
На презентации обычно приглашают доверчивых пенсионеров. Обещают дорогие подарки, устраивают фуршеты, убедительно рассказывая о фантастических преимуществах своей продукции. Чаще всего это наборы посуды или накидки-массажеры. «Цена некоторых товаров так высока, что покупателям приходится оформлять кредиты», – рассказывает начальник отдела защиты прав потребителей регионального управления Роспотребнадзора Ирина Кляцковская. Так, кастрюлю можно купить за 30 тысяч рублей, а массажер – за 150 тысяч. И покупатели верят в уникальность товара, мол, сковорода может стоить дороже хорошей плиты.
Отрезвление наступает уже дома, с посудой и документами на огромный кредит. Многие отмечают: подписывали документы словно в тумане. На попытки вернуть товар продавцы используют разные уловки. Например, могут вскипятить в «чудо-кастрюле» воду прямо при покупателе, после чего товар считается бывшим в употреблении и не подлежит возврату. «Головные офисы таких компаний, как правило, расположены в других регионах, у нас только филиалы, где покупателей встречает секретарь, заявляя, что не может принять возврат», – отмечает Кляцковская. Это тоже делается намеренно.
Еще один вариант агрессивного маркетинга – продажи на дому. Коммивояжеры представляются сотрудниками газовой службы, водоканала и других организаций. Заходя в квартиру, проводят какие-то измерения, чтобы заслужить доверие хозяев. А потом заявляют, что только сегодня и сейчас готовы предложить свой продукт с огромной скидкой. Это могут быть газоуловители, без которых «произойдет утечка газа, и жизни людей окажутся под угрозой». Или фильтры для воды, поскольку «водопроводная вода в вашем районе очень грязная». Однажды курянин приобрел 21 энергосберегающую лампочку почти за 17 тысяч рублей..
Недавно к пожилой курянке пришли специалисты в голубых куртках, представились газовщиками. Затеяли проверку на предмет утечки газа, обратили внимание, что плита на кухне старая. Предложили новую за 27 тысяч. Женщина не успела опомниться, как стала обладательницей новой модели: старую технику вынесли, а новую уже подключили. «Пенсионерка даже обрадовалась, что самостоятельно, без помощи детей сделала такую нужную покупку. Ее даже в банк свозили, чтобы снять деньги, – рассказала Ирина Кляцковская. – Когда дети приехали и посмотрели ту модель, какую курянке поставили, оказалось, плиту ей продали в разы дороже, чем она стоит в магазинах».
Набирает обороты схема «компьютерная помощь на дому». В объявлениях о ремонте компьютеров указываются разумные цены за услуги. А после нескольких манипуляций с техникой мастер выставляет счет, поражающий воображение. Причем отказаться уже невозможно, технику обещают вернуть только после полной оплаты.
Доказать факт мошенничества в таких случаях почти невозможно, поясняют в полиции. Покупка сделана добровольно, оформлены все необходимые документы. «Когда удается найти 2–3 потерпевших, привлекаем продавца к ответственности за то, что предоставлены недостоверные данные, – говорит Кляцковская. – Но чаще споры приходится решать через суд. Причем исковое заявление от потребителя принимается бесплатно».
«Рекомендуем потребителям трезво оценить необходимость таких товаров и не подписывать никаких бумаг, не прочитав их внимательно. И не идти на уловки «только сегодня, только для вас», – продолжает она.
Полицейские постоянно предупреждают курян: не стоит впускать в квартиру незнакомых людей, не проверив их документы. Жертвами недобросовестных продавцов чаще всего становятся пенсионеры. Поэтому любые дорогостоящие покупки настоятельно советуют согласовывать с родственниками. Как правило, всего один телефонный звонок помогает «вернуться на землю» и избежать обмана.
Ирина ВЛАДИМИРОВА