От «Мурки» до «Катюши»: курский след известных песен
Курский край богат музыкальными талантами. Имена Надежды Плевицкой, Георгия Свиридова, Виктора Гридина известны на весь мир. Меньше мы знаем о популярных, якобы народных песнях, которые так или иначе связаны с нашим краем. Выясняется, что у них есть конкретные авторы...
Как «Шура» из Курска стала «Муркой»
Одна из самых известных в нашей стране песен XX века – «Мурка». Специалисты спорят о ее происхождении. То ли она арестантская и является результатом коллективного творчества сидельцев, то ли за ней стоит конкретный человек, а именно одесский писатель-сатирик Яков Ядов. Ему приписывают и авторство таких блатных хитов, как «Бублички» и «Гоп со смыком». В любом случае, та «Мурка», которую мы знаем сегодня («Прибыла в Одессу банда из Амура...»), это как минимум четвертый вариант песни. Якобы этот текст появился в 1930-е годы и исполнялся популярным эстрадным певцом Константином Сокольским. Он кардинально расходится с тем, что опубликован в «Новом песеннике» до войны. Сюжет изменился, блатная составляющая с жаргоном деклассированных элементов улетучилась: песня стала эстрадной, для широких масс. Также из якобы оригинального текста пропали несколько куплетов (в разных вариантах их было от шести до шестнадцати).
Исследование кандидата искусствоведения, декана факультета антропологии Европейского университета в Санкт-Петербурге Михаила Лурье показало, что самая ранняя из известных на сегодня записей блатной «Мурки» была сделана в Курском исправительном доме в декабре 1925 года. Запись предназначалась для московского Института по изучению преступности и преступников, функционировавших при новой советской власти. Пометка гласит: «По словам исполнителя, песня услышана им в 1919 году в одесском исправдоме». В записке также указано, что поется она «на мотив еврейской песни». В курско-одесском варианте вместо Маруси Климовой фигурирует некая Шура, которая «связалась с лягашами» (милиционерами). По сюжету женщина обманула банду воров, за что ей предстоит получить «маслину» (пулю). Первый куплет задокументированного в Курске варианта «Мурки» («Шуры») – это по сути окончание песни, исполняемой сегодня: «Здравствуй, Шура, славная девчонка, здравствуй и прощай. Ты зашухарила всю нашу малину, а теперь маслину на вот, получай».
Автор «Катюши» учился в Курске
«Катюша» – самая известная песня Великой Отечественной войны. Ее автор – всемирно известный композитор Матвей Блантер. Именно в Курске он делал первые шаги в музыке. До революции семья Блантера переехала в наш город с Украины. Будущий музыкант поступил в реальное училище и посещал музыкальные классы Аркадия Абазы, где учился игре на фортепиано.
Блантер – автор множества популярных композиций, от знаменитого «Футбольного марша» до трагичной песни «Враги сожгли родную хату». Но, пожалуй, самое известное его произведение – «Катюша». По-настоящему народная песня, которая неоднократно подвергалась переделкам.
На сегодня известны более десяти вариантов. Один из них в послевоенные годы записан фольклористами в селе Щербачево Дмитриевского района. Что роднит курскую «Катюшу» с оригиналом – так это мотив. Текст – совершенно иной, в нем упоминаются Курск, Орел, Касторное, под которыми «распевала песенки «Катюша.., и врагов в могилу зарывала под великой Курскою дугой».
«Там вдали, за Тускарью»
В 1924 году в «Курской правде» было опубликовано стихотворение «Смерть комсомольца». Никто бы не подумал, что оно ляжет в основу одной из самых известных советских песен: «Там вдали, за рекой, засверкали огни, в небе ясном заря догорала...». Долгие годы считалось, что песня – народная, в середине 1920-х годов она была строевой в отдельных воинских частях.
Однако у текста есть автор. Николай Кооль в 1921 году переехал в Курск. После окончания партшколы был назначен заведующим политпросветотделом в Курском райкоме комсомола. В это же время Кооль публиковал свои произведения в «Курской правде» и в еженедельном приложении к газете – «Комсомольце». Там-то и родился псевдоним «Колька Пекарь», под которым он и опубликовал «Смерть комсомольца». В будущем это сыграло свою роль: Коолю придется долгие годы доказывать свое авторство.
В 1928 году со стихотворением познакомился выдающийся композитор Александр Александров. Он «творчески переработал» народно-красноармейскую строевую песню. В итоге получилось законченное произведение – та самая песня «Там вдали, за рекой». Есть мнение, что под рекой в данном случае понимается Тускарь, на которую выходили окна курской квартиры Кооля.
Подготовил Александр ДЕМЧЕНКО