Простыми словами о лямбда-зонде
Говорят, пациент не должен разбираться в медицине — он должен знать, где у него болит. В принципе, то же самое можно сказать о современном автомобилисте. Правда, сегодня автомобили настолько «нашпигованы» всякими вспомогательными системами, что порой не всегда получается сразу понять суть проблемы.
Ситуация
Бывает, что схожие «симптомы» могут исходить от самых разных систем автомобиля. Проблемка может быть небольшой, однако если этого не знать, вполне есть шанс быть «раскрученным» в плане ремонта «на всю катушку». Простой пример, не называя имен и фамилий: один автомобилист, увидев, что машина стала «кушать» бензин «как не в себя», первым делом стал грешить на неисправность инжектора. По его словам, он вполне имел шанс оплатить ненужный ремонт, если бы не заехал в другой сервис, где мастер, что-то посмотрев и проверив, вынес вердикт: «Пустяки. Поменять лямбда-зонд — и все дела». «Простите, что поменять?» — переспросил клиент.
Принцип и задачи
Одна из основных задач лямбда-зонда (по-простому — кислородного датчика) — обеспечение нормальной работы и ресурса катализатора, без которого современные машины уже практически не выпускаются. Датчик определяет количество кислорода в выхлопных газах и передает информацию блоку управления двигателем. Информация эта используется для поддержания оптимального (около 14:1) соотношения воздух/бензин в камерах сгорания (т.е. бедная/богатая смесь), а само соотношение воздуха измеряется греческой буквой «лямбда», отсюда и название датчика. Находится лямбда-зонд в выпускной системе, кстати, в некоторых автомобилях таких датчиков не один, а два.
Дефект и результат
Когда лямбда-зонд выходит из строя, блок управления переводит двигатель на «аварийный» режим, при этом мощность падает. Водитель зачастую компенсирует падение мощности более активным нажатием на газ, либо мотор сам «обогащает» смесь — расход растет, и начинается процесс, который ведет уже к кончине катализатора. Из-за работы на слишком богатой смеси в «аварийном» режиме часть бензина, не сгорев в цилиндрах, выбрасывается в выхлопной тракт и догорает в сотах катализатора. «Кирпичи» катализатора сами по себе создают сопротивление отработавшим газам, а теперь они еще и забиваются нагаром. Машина едет хуже и хуже, пока окончательно не перестает заводиться.
Действия
Ремонту лямбда-зонд, как правило, не подлежит, ресурс — 30—80 тыс. км, в зависимости от модели и заправляемого топлива.
«Простые» методы ремонта — банальное отключение датчика — возможны, но действуют не всегда: например, на некоторых моделях Volkswagen без лямбда-зонда мотор на холостом ходу еще работает, а вот ехать — уже «не тянет». А еще при сгоревшем или отключенном лямбда-зонде содержание СО в выхлопе возрастает на порядок: от 0,1—0,3% до 3—7%, так что даже если машина и ездит нормально, то пройти техосмотр — не всегда получится. Так что «идеальное» решение проблемы, особенно на новых автомобилях — поменять датчик и не морочить себе голову.