Курская реклама 100 лет назад
Во времена, когда радиоволны подавали первые слабые сигналы, а о телевизоре и Интернете куряне даже не мечтали, газета была единственным средством массовой информации. В начале XX века в Курске выходило несколько общественно-политических и развлекательных изданий: «Курские губернские ведомости», «Курский листок», «Родная страна», «Курская весть» и «Курская быль». Отдельные, чудом уцелевшие экземпляры этих газет, хранятся в областном архиве и таят в себе массу интересного. Особенно радует реклама. Современным менеджерам есть чему поучиться.
Лучшее средство – рюмка вина
Сто лет назад покупалось и продавалось все, начиная с лекарств и заканчивая мебелью. Уже тогда в Курске существовала элитная недвижимость. «Дачи в усадьбе Стезевой, близ Курска. Особняки и квартиры от 3 до 10 комнат с печами, ценою от 40 до 400 тысяч рублей. Прекрасное, возвышенное местоположение, большой парк, купанье, железисто-щелочные источники для питья, гретья ванны».
Уровень санитарии в 1910–1920 годах оставлял желать лучшего. Куряне страшно страдали от кожных и венерических инфекций. Взять хотя бы такой случай: барышня купила изящные локоны (шиньон), наутро голова зачесалась и покрылась красной сыпью. Врач обнаружил в шиньоне слизь и пучки волос с высохшим веществом. Госпожа заразилась экземой, нося «прическу» из волос больной женщины. Конечно, старались найти решение кожных проблем. К примеру, можно было прийти на прием в «Водо-рентгено-свето-электро лечебницу врача Горловского» или купить «Секаровскую жидкость» – вытяжку из семенной железы животных».
Стоматология того времени сильно отличалась от сегодняшней: «Зубной врач Полонский вернулся и возобновил прием. Новейшая протезная техника, искусственные зубы без неба, мостовые коронки, зубы на каучук и золото». В современных кабинетах таких услуг уже не встретить!
А вот лекарство от всех болезней: «В летние дни, когда изобилие плодов и ягод, высокая температура купания и вообще вся несколько беспорядочная летняя жизнь, легко располагает к желудочным заболеваниям. Лучшим предохранительным средством является маленькая рюмка французского вина «Сенъ Рафаэль» на стакан чаю или воды».
Пока одни советовали лечиться вином, другие присылали гневные сообщения: «Для названий «суррогатов», которыми заменяется теперь водка, скоро придется составить особый словарь: «самосидка», «бражка», «кислушка», «арака», «ханжа». Теперь в Астрахани появился «бал» – красноватая, бурая, мутная жидкость, которая продается по рублю за четверть ведра. Готовится из хмеля и солода, плюс, для остроты и «крепости», в нее добавляют табак». А в это же время группа жен рабочих из Петрограда обратилась к городскому голове «с ходатайством о принятии мер к воспрещению свободной продажи в аптеках калганных капель и других лекарств на спиртовой основе». Объявления о «кодировании» были тогда весьма кстати: «Пьянство и запои можно излечить в течение 20 дней (также без ведома больного). Пилюли «Антиэтилин».
«Федор Сапунов предсказывает судьбу судебных решений»
Немало курянки заботились о своей красоте и молодости. «Японский крем для лица «Пат Нипон» – шедевр косметики. Хорош не только потому, что приносит громадную пользу, а потому, что устраняет вред, нанесенный ранее употребляемой косметикой. По сообщению адреса, вы немедленно получите бесплатно книгу знаменитой японки Ионачивары Масакадо «Отчего я так красива и молода». Или вот: «Знатные дамы отказываются от употребления «Кольд Крема», который горкнет и придает лицу маслянистый вид. Вместо они употребляют крем «Симон», мыло «Симон» и пудру «Симон». Это, видимо, истоки антирекламы.
Модницы Курска пользовались красками для волос Зеегера, предлагавшимися в четырех цветах: русый, темно-русый, коричневый, черный, – и отоваривались в магазине «Лувр». Там можно было приобрести «воротники дамские газовые, кружевные, шитые; манжеты, манишки; перчатки фильдекосовые, лайковые; ободы и гребни модные». Обеспеченные граждане могли приобрести в торговом доме «Хазизов и Чернов» разнообразные меха: лисьи, хоревые, выхухолевые, кенгуровые, беличьи, козьи, каракуль, котик, бобрик. Примечательно, что спустя сто лет курские магазины не могут похвастать таким завидным ассортиментом!
«Самостоятельное существование или побочный доход посредством легкой и простой фабрикации доходного и в каждом доме необходимого предмета с малейшими затратами. Особых знаний и большого помещения не требуется. Иллюстрированный проспект и условия бесплатно», – напоминает что-то? Да-да, и сто лет назад в Курске вовсю процветал сетевой маркетинг! А также гадания и привороты: «Федор Сапунов, обладающий особым талисманом, предсказывает судьбу судебных решений».
В афише печатался подробный театральный репертуар, реклама парков и ресторанов. Забавными для нынешнего читателя кажутся жанры и названия картин товарищества электротеатров «Мираж»: «Фигурная гимнастика американских кадетов», большой фарс «Равноправие женщин и его последствия», сильно драматическая «Дочь каретника», богато-видовая «Достопримечательности Парижа».
Анна ГАЗАЗЯН