Кто выживет в условиях кризиса
Грянувший финансовый кризис спутал планы бизнесменов. Новые торговые центры, появившиеся в Курске, пытаются выстоять в непростых экономических условиях – потребители все чаще переходят из магазинов среднего и высокого ценового сегмента в магазины эконом-класса и даже на рынки. Как отмечают федеральные издания, отслеживающие ситуцию в торговле, в регионах происходит миграция покупателей и между продовольственными форматами – потребитель отказывается от дорогих супермаркетов и активно идет в магазины, где цены ниже. Что происходит в Курске, выясняли корреспонденты «ДДД».
Время диктует свои условия
По данным областного комитета потребительского рынка, за 2008 год в области открыто свыше 250 торговых объектов! В Курске – более 100, в Железногорске – около 60, в Курчатове – более 20, в Рыльске и Щиграх – 15 магазинов.
Общая площадь предприятий торговли региона превышает 730 тысяч квадратных метров, а на тысячу жителей приходится 650 кв. м торговых площадей. Столько же, сколько, в среднем, по странам Европы. Как утверждает статистика, обеспеченность курян торговыми площадями – самая высокая в Черноземье.
Появление новых торговых центров еще год назад было оправдано – экономика активно развивалась. Однако рано или поздно наступила бы стагнация – слишком много ТЦ для Курска. Финансовый кризис просто ускорил процесс. Как считают эксперты, именно в нашем регионе возникнут наибольшие проблемы – в условиях кризиса выжить смогут далеко не все. Удержатся те, кто появился на рынке хотя бы пару лет назад. Новичкам, которые уже терпят миллионные убытки, придется еще сложнее. Что поделаешь – теперь кризис диктует свои условия.
Обилие торговых центров особенно заметно гостям Курска. Даже в соседних городах, Белгороде или Орле, такого богатого ассортимента ТЦ не наблюдается. С одной стороны, конкуренция между курскими предприятиями на руку обычному покупателю – центры снижают цену, чтобы привлечь клиентов. Но порой даже это не в силах исправить положение – потребители не хотят менять привычек, предпочитая старых знакомых.
Есть еще одна интересная тенденция. В том же Липецке, в основном, строят продуктовые гипермаркеты. В Курске же новые торгово-развлекательные центры предлагают полный спектр услуг: в них можно купить не только продукты, но и мебель, одежду, украшения. На территории современных ТЦ расположены кафе, игровые развлекательные площадки для детей и даже кинотеатры. Вроде для привлечения покупателей сделано все. Но куряне в большинстве своем почему-то игнорируют некоторые громадины. Возникает резонный вопрос: почему одни центры пользуются популярностью у курян, а другие, несмотря на массированную рекламу и большой выбор товаров, нет? Попробуем разобраться.
Остаться в живых
Несомненный плюс торгового центра «Олимпийский» – отличное расположение. Однако благополучные и сытые годы сыграли злую шутку с частными предпринимателями: куряне, почувствовав достаток, променяли рынок на современные торговые центры. Поэтому сразу после открытия «Олимпийский» испытывал некоторые трудности. Впрочем, стоило прийти тяжелым временам, и куряне снова начали экономить деньги, вернувшись к доброму старому рынку. По статистике, в 1-м полугодии 2008 года продажи на рынках от общего товарооборота областного центра составляли 17–18%. Сейчас кривая поползла вверх и достигла отметки в 22 процента. Эксперты полагают: этот показатель будет лишь расти. Для «Олимпийского» это только на руку, поскольку он – единый комплекс с Центральным рынком.
Гипермаркет оптово-розничной торговли «METRO» разместился на площади в 12 000 кв. м недалеко от областного управления ГИБДД. Увы, оптимистичные прогнозы владельцев «METRO» не оправдались. Магазин мелкооптовой торговли, рассчитанный в первую очередь на рестораны, не отличается высокой посещаемостью. Курянам сейчас не до изысков вроде фуагра или трюфелей. К тому же без наличия машины добраться до «METRO» не так просто. Отсюда – минимум покупателей. Это не гипермаркет «ЛИНИЯ», который находится в идеальном, с точки зрения транспортных развязок, месте. Да и работает он в том же формате, что и «METRO» – «cash&carry» – низкие цены по-прежнему привлекают оптовиков. Остается предположить, что основными клиентами «METRO» будут жители строящегося на северном въезде в Курск микрорайона «Победа».
Удивительно, но открывшийся не так давно в Северо-западном микрорайоне суперцентр «Европа» площадью около 50 тысяч кв. м не пользуется особой популярностью у покупателей. Несмотря на массированную рекламу и мультиформатную концепцию. Здесь можно найти все. В суперцентре расположен продуктовый супермаркет и три гипермаркета: бытовой техники, строительных материалов и мебели. Жизнь теплится только в продуктовом магазине, где отовариваются жители близлежащих улиц.
– Прежде всего, суперцентр появился не так давно и покупатели не привыкли к нему, – говорят эксперты. – Отсюда пустые торговые залы. Почему приходится тяжело «Стройарсеналу», который занимает большую часть первого этажа ТЦ? Просто в Курске давно и успешно работает «СтройГИГАНТ». Помимо района Триумфальной арки и Сеймского округа, есть он и в Северо-западном микрорайоне. Курянам они гораздо удобнее и привычнее.
Магазины одежды, обуви и всевозможных аксессуаров, занимающие половину подземного и весь 2-й этаж суперцентра, могут и вовсе закрыться. Внушительная часть бутиков так и не распахнула двери для покупателей – витрины украшены банерами: «Скоро открытие!» Что маловероятно, поскольку покупателей здесь практически не наблюдается. Не исключено, что арендаторы начнут уходить, поскольку платить аренду становится непосильным бременем.
Третий этаж суперцентра, отведенный под гипермаркет мебели, в народе уже прозвали стадионом. Прогулявшись между диванами, кроватями и шкафами, расставленными вперемешку, мы насчитали не более 20 посетителей. Большей частью, зеваки. И это на площади 20 тысяч «квадратов»! Считай, никого.
К тому же магазинам мебели приходится работать в жесточайшей конкуренции – это видно из мощной теле- и радиорекламы, в которой различными акциями, скидками и подарками заманивают покупателей. Но «Семь слонов» находится в более выигрышном положении: давно и успешно работает, отлажен торговый процесс, более грамотный персонал. Здесь мебель разного класса разделена на зоны: элитная на 4-м этаже, та, что попроще – на третьем и втором. К тому же мебель для разных комнат разбита по секторам – нужное найти проще. В суперцентре же приходится обходить весь «стадион», часами изучая все ценники (бизнес- и эконом-классы почему-то расположены по соседству), чтобы, может быть, натолкнуться на подходящий вариант.
Отдельно от «коллег» стоит торгово-развлекательный центр «Пушкинский». В нем есть все: от продовольственных товаров, бутиков мировых брендов, ювелирных магазинов, кафе, боулинга и фитнес-клуба до кинотеатра. Посетителей предостаточно в любой день недели. Эксперты объясняют это, в первую очередь, отличным расположением (центр города), грамотно выстроенной концепцией и профессиональным менеджментом.
Ясно одно – в новых условиях крупным торговым центрам придется нелегко. Непродовольственная розница, по данным Росстата, падает опережающими темпами – связано это с падением доходов населения и исчерпанием потребительского кредитования. Так что никто не удивится, если к концу года часть курских торговых центров закроется, перепрофилируется или вовсе обанкротится. Этот процесс неизбежен.
Михаил ХРОМОВ
Вверх▲
Отзывы читателей (1)
Написать отзыв▼
Мартов-Скавронский
6 апреля 2009, 18:15что же вы про гипермаркет "Европа" не написали? Там дела не ахти...