Если разбили чайник в супермаркете
«Муж пошел в супермаркет с 5-летней дочкой. Ребенок нечаянно зацепил стоявший на полке заварочный чайник. Тот упал и разбился. Мужа заставили заплатить за разбитый чайник. Правомерно ли поступает администрация супермаркета, заставляя покупателя оплачивать стоимость нечаянно разбитого им товара?» А. Г. ПРОХОРОВА (Курск).
При разрешении подобного вопроса следует руководствоваться Гражданским кодексом РФ, так как в Федеральном законе от 7 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» данный момент не предусмотрен.
Согласно статье 211 ГК РФ риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором. Кроме того, согласно статье 459 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю.
Следовательно, необходимо определить, кто являлся собственником товара в момент его повреждения или утраты. При розничной покупке в магазине между покупателем и продавцом письменный договор купли-продажи не заключается. Однако формой договора в данном случае согласно статье 493 ГК РФ будет являться чек (или иной документ, подтверждающий факт оплаты). Таким образом, до момента оплаты товара покупателем и получения от продавца чека собственником товара будет считаться магазин, и именно он будет отвечать за риск случайной гибели товара.
Однако названные правила действуют только при случайной гибели товара. По общему правилу, предусмотренному статьей 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Но и из этого правила есть исключение: лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Таким образом, если покупатель не считает себя виновным, то заставить его возместить ущерб администрация магазина не вправе. При этом никакое давление на покупателя недопустимо, особенно если оно выражается в угрозах применения силы, грубости, оскорблении, требовании оставить в залог вещи, документы до погашения ущерба. Подобные действия могут быть расценены, в частности, как вымогательство (ст. 163 УК РФ), оскорбление (ст. 130 УК РФ).
Лишь в случае отказа покупателя возместить ущерб в размере стоимости товара, разбитого по его вине, администрация магазина может взыскать стоимость испорченного товара в судебном порядке при наличии доказательств вины покупателя в причинении ущерба.
На вопрос читателя отвечала адвокат Алевтина СЕВРЮКОВА. Адрес адвокатского кабинета: ул. Радищева, 85, каб. 8. Запись на прием по тел.: (4712) 58-55-98, 8-905-041-96-44.