Как справиться с детскими кризисами-2
Как часто, глядя на наших бунтующих детей, окружающие, качая головой, говорят — ох, у него кризис. А обеспокоенные родители воспринимают это как личное оскорбление. Но само понятие кризиса не несет негативной окраски. Просто эти состояния часто сопровождаются проявлением негативных черт поведения. Родителям важно понять, что кризис — это норма, это хорошо, закономерно и необходимо.
(Окончание. Начало в прошлом номере)
6–7 лет: замкнутые клоуны
Как проявляется? Заниженной самооценкой. Для первоклашки все меняется сразу же после первого звонка на урок. За дверьми школы — строгая дисциплина, послушание и ответственность за свои действия. Если вы никогда не позволяли себе сравнивать своего ребенка с другими детками, то волей-неволей этап сравнений начался с первого сентября. Ведь оценки, которые дети получают в школе, — это и есть сравнение.
Для слабо подготовленного ученика кризис первоклассника может стать тяжелым испытанием. Малышу трудно будет воспринимать критику учителя и «блестящие» знания соседа по парте. Многие ребята начинают сильно комплектовать по этому поводу. «Я не смогу», «у меня никогда не получится» — эти фразы произносят многие шестилетки. Поэтому чем лучше вы подготовите ребенка к школе, тем комфортнее он будет себя чувствовать в классе.
Попробуйте вместе с ребенком найти и развить какой-то талант. Если малыш будет знать, что что-то у него получается идеально — это будет предметом его гордости. Переключайте внимание ребенка с травмирующего настоящего на радостное будущее. Предложите девочке приготовить бабушке к ее приходу сюрприз — тортик, поделку и т.п. Обязательно хвалите ее за хорошо сделанную работу. А еще, никогда не сравнивайте своего ребенка ни с кем, даже с вами в его возрасте — это может взрастить в нем комплексы.
Утомляемостью. Источниками кризиса также может быть неготовность малыша к режиму дня и постоянной нагрузке. Наши «взрослые» малыши устают намного сильнее, чем это бывало раньше. Ну и конечно, пресловутая социальная адаптация — незнакомые дети, учителя, которая тоже изматывает. Ваша задача — помочь первоклашке преодолеть усталость: не игнорируйте дневной сон, не позволяйте ребенку долго смотреть телевизор, а главное — следите за тем, чтобы ребенок много двигался, играл. Дайте ребенку возможность «прожить» (вывести из тела) накопленное напряжение — бегать, прыгать, бить подушку, выдувать мыльные пузыри
Чувством собственности. В этом возрасте расширяется жизненное пространство ребенка. Очень здорово будет, если сейчас у ребенка появится своя комната. Он может настаивать на покупке собаки или другого «друга». Не отказывайте ребенку в этом, если есть такая возможность. Ему ведь тоже нужно кем-то командовать и кого-то воспитывать.
Замкнутостью. У вашего ребенка в этом возрасте появляется свой внутренний мир, секреты, тайны. Он определяет для себя такие понятия как добрый, хороший, злой, расстроенный. Для того чтобы лучше в этом разобраться, ребенок может увлечься чтением, ведь в книгах так много интересных ходов, сюжетов и ситуаций! Если он это не делает сам, подкиньте ему на стол подходящую книгу. Если он полюбит чтение, тогда в будущем литература станет ему хорошим и надежным помощником.
Страхами. Как раз в это время обостряются всевозможные страхи: смерти, темноты, одиночества и т.д. Это все проявления внутриутробных и родовых психологических травм. Ребенок боится не самой смерти, а остаться «там» без вас. Не игнорируйте страхи ребенка, расскажите ему о душе, о ее бессмертии и о том, что в Божьем Царстве вы обязательно будете вместе.
Очень помогают игры в прятки. Боязливые малыши часто выбирают именно эту игру: прячась, они ищут новый «кокон», «матку». Это происходит на уровне подсознания. Ищите своего малыша, а когда находите, выражайте ему свою любовь и радость, что вы опять вместе. Пробуйте бороться со страхами с помощью игры «Твистер». С помощью рулетки определяете цвет, на который необходимо переместить руку или ногу. Рано или поздно ваши тела переплетаются в тесном контакте и кто-то падает. Именно этот контакт помогает малышу наладить контакт с окружающими и перестать бояться всего на свете.
Манерностью. Ребенок уже не дошкольник, но еще не школьник. Вдруг исчезают наивность и непосредственность. Он начинает манерничать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше. В поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, какая-то вертлявость и паясничество. Такой ребенок утверждает себя в новой роли, агрессивно реагируя на окружающих и опеку с их стороны.
Спокойно реагируйте на такие превращения, даже если они вам не по душе. Не пытайтесь «сломать» ребенка, а просто расскажите, что таким, как он был раньше, он вам нравился гораздо больше. Проиграйте с ним эту ситуацию, ведь максимального воспитательного эффекта можно достичь только в игре. «Поищите» в квартире своего «прежнего» сына, перечисляя, какими положительными качествами он обладал.
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
Любовь Белошицкая, мать 5 детей: «Хотя все мои дети и разные, но у всех были похожие кризисы, в разных возрастах. В раннем детстве они чаще всего проявлялись капризами, упрямством, строптивостью. Если происходят такие «фокусы», главное — честно объяснить ребенку, почему его прихоть невыполнима или почему его поведение так расстраивает.
Еще важно с раннего детства приучить деток к режиму и порядку. У каждого должны быть свои обязанности. У нас и сейчас на кухне висит расписание дежурств. В раннем школьном возрасте некоторые ребята сильно манерничали, подражали кому-то. Мы всегда в доверительной беседе выясняли, почему ребенок кого-то копирует и какие качества ему бы хотелось развивать в себе. Что их дисциплинирует еще, так это спорт — им в нашей семье занимаются все дети. Постоянно происходят выезды на природу, на спортивные соревнования.
Что касается наказаний за проступки, то я, хоть и строгая мать, но не сторонник подымать на детей руку. Лучше решить все мирным путем».
Татьяна Приходько