Суджанские ковры видел Нью-Йорк
Мало кому известно, что в музыкальной школе Суджи готовят очень необычных специалистов. Необычных – и потому, что не вписываются в формат учебного заведения, и потому, что, вроде бы, не соответствуют духу времени. Почти через 4 года «муштровки» отсюда выходят специалисты по ковроткачеству.
5 часов в день за станками. Не каждый выдержит такое расписание учебы. Поэтому, сколько бы ни было желающих при наборе, до выпуска дотягивают единицы. В среднем, в год учебное заведение дает стране от 2 до 5 дипломированных специалистов. Если быть точными, называется профессия «художник-мастер», а отделение, где ее получают, – «декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». И это еще не все сюрпризы.
Сюжет спустя 11 лет по Первому каналу
Музучилище еще готовит специалистов по керамике. А жители Суджи, желая сохранить ремесленнические традиции, убедили областную администрацию в необходимости открытия в районе особого центра. По задумке суджанцев, в нем должны проходить выставки-продажи работ умельцев. Проект одобрен, дело за реализацией. Может, уже в следующем году любой сможет выбрать здесь себе ковер или диковинный чайник. И, главное, применение себе мастера на родной земле найдут. До этого приходилось уезжать. На училище всегда присылают запросы, и наши специалисты отправляются в Суздаль, Гжель, Нижний Новгород
На ковре выткут курскую святыню
Как рассказывают преподаватели, такому нестандартному учебному отделению удивился сам архиепископ Курский и Рыльский Герман. Побывав в Судже по рабочим вопросам, он заказал в училище полотно с иконой «Знамение». В принципе, к нестандартным сюжетам здесь привыкли. Дипломная работа завтрашнего профессионала – ковер. Какие техники он будет применять, какой рисунок возьмет за основу – его фантазия. Таким образом, училище выступает настоящим хранителем идей разных поколений мастеров.
В местном краеведческом музее, архиве со «стажем», до наших дней дожили полотна XIX века. Суджа издревле была важным центром ковроткачества. Яркие цветы на черном фоне или пестрые ромбы – это родные ковры, суджанские Сейчас такие, скорее, достояние сараев и чердаков. А раньше за ними гонялись, считали роскошью. Сотрудница музея Татьяна Семеновна с гордостью раскладывает сбереженные экземпляры на полу. «Гнездо аистов, – с ностальгическими нотками произносит она. – Такие ковры, как правило, на свадьбу дарили. Сюжет символизировал благополучие семейной жизни». Среди вытканных мотивов – рассвет, сад, ветка яблони, даже герб Суджи
Иногда фабрика выпускала ограниченные тиражи продукции. К примеру, к 100-летию со дня рождения Ленина на текстильном изделии появился портрет вождя. Бывало, выполняли и единичные заказы. Санаторию Трускавца, к примеру, зачем-то понадобился гобелен с изображением свадьбы. Просили, чтобы изображено было ровно 26 фигур. Перед XVII съездом комсомола заказали гобелен-занавес для ЦК ВЛКСМ, 6 ковров по 32 метра были отправлены в гостиницу «Россия», для библиотеки имени Ленина выткали первопечатника Ивана Федорова, давшего начало типографскому делу. Суджанскими коврами могли похвастать министерство иностранных дел, посольства Югославии и Монголии
Забавно, но ковры возили на сельскохозяйственные выставки. На всесоюзном таком мероприятии, к примеру, экспонировалось творение под названием «Свекла». На поле ковра – чередующиеся в шахматном порядке ромбы, в центре них – корнеплоды свеклы, вырастающие из земли.
В числе 100 лучших товаров России
« по яркости и сочетанию красок, а также по рисунку, ковер этот приближается к французским плюшевым и может служить украшением изящного салона», – написано в отзыве о коврах из-под Курска на одной из первых московских выставок мануфактур в 1882 году.
Ковры ткали в каждом доме, сначала – для себя. Ими накрывали сани, сундуки, лавки. На коврах благословляли невесту. Такие предметы обихода – неизменная часть приданого, да и нареченная считалась достойной, если умела выткать ковер. Управившись с полевыми работами, подготовив и выкрасив пряжу, в зимнее время принимались ткать. Рядом с большим станком всегда располагался станок поменьше, для маленькой дочери. Со 2-й половины XVIII века ковроткачество приобрело промысловый характер. А уже в конце века появляются мануфактуры, после чего постепенно спрос на ручные ковры падает. Для улучшения производства из столицы выписывают опытных мастериц ковровых дел, своих отправляют на обучение в Петербургскую Мариинскую школу. Сохранены записи, согласно которым в конце XIX века ковер стоил до 100 рублей. Ковровщицы же в Суджанском уезде в то время зарабатывали от 20 до 100 рублей в год!
Крестьянское ковроткачество в войну 1914 года полностью прекратилось. В специализированных школах-мастерских оно дотянуло только до революции. После Октября кустари-одиночки объединяются в большие артели. В эпоху государственного атеизма под цеха стали использовать здания церквей. Размещая в них станки, стремились только к одному – увеличению производства.
В 1937 году суджанские ковры едут на Всемирную Парижскую выставку, через год – на Нью-Йоркскую. Они имели успех и позже – в Брюсселе и Монреале.
Интересно то, как была спасена крупная артель Суджи в годы войны. Немцы заняли город уже в октябре 1941-го. Рабочие разобрали станки, а их детали, как и нитки для ковров, спрятали у себя по домам. Суджа была освобождена через 16 месяцев – 3 марта 1943 года. А уже 5 марта артель снова работала. Лишь 2 дня понадобилось суджанцам, чтобы собрать станки. Все оборудование уцелело.
Большая специализированная Суджанская коврово-ткацкая фабрика была основана в 1962 году. Ее производственные цеха размещались еще в 5 районах области. В годы перестройки фабрика сгорела, после чего отлаженное производство ковров было утрачено.
Правда, ныне здравствующие сотрудники фабрики мастерство не забыли. Некоторые до сих пор ткут дома. А в музыкальном училище на отделении «декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» преподает художник ковровой фабрики Александр Савченко. Он был в числе разработчиков многих сюжетов полотен, состоит в Союзе художников РФ. Часто ездит в Москву, где работает в мастерской. Вопреки стереотипу, что ковры выходят из моды, Александр Павлович получает там заказ за заказом
В самом музучилище пока только 3 ткацких станка. Но в ближайшее время должны получить еще два. И, может быть, есть будущее у суджанского производства. Как-никак, ковер здешних учащихся стал победителем на выставке «100 лучших товаров России-2007».
Оксана САНИЦКАЯ, Суджанский район
Вверх▲
Отзывы читателей (4)
Написать отзыв▼
Евгений
3 апреля 2008, 00:48e-mail: Evgenylapenko07@mail.ru, город: КурскОксана Саницкая, мне нужен еще материал по этой теме, а еще гончарный промысел в Судже, у меня курсовик, помогите, пожалуйста!!!!!!!
ОПАНАСЕНКО АНДРЕЙ
11 ноября 2008, 21:31e-mail: and-opanasenko@yandex.ru, город: Гусев,Калининградской обл.Суджа, это родина моей мамы.Она в молодости работала на ткацкой фабрике. Бабушка тоже всю жизнь мотала на дому нитки. Потому нам очень приятно, что возрождается суджанское ковроткачество. У меня дома до сих пор хранится ковёр ручной работы, не сравнить с штампованными синтетическими половиками. Когда бабушку забирали из Суджи, то единственное, что волокли через несколько таможен- это ковёр красавец. Если кто из Суджи откликнется, буду очень рад. У нас там не осталось ни кого из родни, только могилки на Гончаровке.
Наталья Алексеевна Максимова
18 февраля 2021, 00:23e-mail: rahol12@yandex.ru, город: КурчатовЗдравствуйте!
Хочу заказать ковер