Профсоюзу железнодорожников – 115 лет!
21 апреля Российский профессиональный союз железнодорожников и транспортных строителей (Роспрофжел) отметил 115 лет со дня образования. Это один из самых мощных в стране отраслевых профсоюзов. Почти 100 процентов курских железнодорожников состоят в его рядах. А значит, люди доверяют и чувствуют поддержку. Сегодня это особенно важно.
Датой рождения профессионального союза железнодорожников считается 21 апреля 1905 года. В этот день на первом учредительном съезде в Москве было провозглашено создание Всероссийского внепартийного железнодорожного союза. Название менялось не раз. Но главной задачей всегда оставалась защита интересов работников.
Как справляется со своими задачами старейшая в регионе профсоюзная организация, рассказал заместитель председателя Дорпрофжел на Московской железной дороге Александр БЕСПАЛОВ.
– Роспрофжел празднует 115 лет со дня своего образования. За это время мир сильно изменился. Александр Николаевич, какова, по вашему мнению, роль профсоюза в наши дни?
– Задача профсоюза не изменилась. Как и более века назад, это – защита трудовых интересов работников и сохранение социальных гарантий. Сегодня трудовые права и гарантии граждан закреплены в законодательстве. На железной дороге действуют отраслевые соглашения, коллективные договоры, в которых прописаны вопросы заработной платы, условий труда и отдыха, важные социальные гарантии. При подписании их от имени коллектива выступает профсоюз. Всё это обеспечивает защиту интересов каждого работника железной дороги. Однако порой бывают ситуации, когда все же возникают трудовые конфликты. И тогда подключаются председатели профсоюзных организаций, и правовые инспекторы помогают членам профсоюза уладить спор. А если необходимо, подготовить обращения в надзорные органы либо составить заявление в суд.
Но человек живет не хлебом единым. Кроме материальных благ, ради которых каждый трудится, людям необходим отдых. И помимо правовой защиты, профсоюз берет на себя и функцию по организации досуга своих членов. Наверное, для многих это уже прозвучит непривычно, но у нас сохранились профсоюзные путевки, есть свои отраслевые санатории и пансионаты, где железнодорожники и члены их семей могут отдохнуть со значительными скидками. Детям сотрудников предоставляются путевки в оздоровительные лагеря. Мы также организуем экскурсии, проводим различные культурно-массовые и спортивные мероприятия. Участвуют в них наши работники, как правило, целыми семьями.
– В этом году ситуация с коронавирусом заставила всех поменять планы. И все же на решении каких вопросов сконцентрирован сегодня профсоюз?
– Роспрофжел объявил 2020-й Годом Единства, Памяти и Славы. Мы празднуем две крупные даты – 75-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне и 115-летие образования Российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей. К сожалению, в этом году из-за сложной эпидемиологической ситуации в стране и регионе мы не смогли отметить наш юбилей, как планировали. Но праздник обязательно состоится. Его проведение перенесено на октябрь. День Победы – великий для всех нас праздник – тоже будем отмечать позже. Велопробег, поездки и экскурсии по местам боевой славы, которые мы ежегодно устраиваем для ветеранов и школьников, пришлось отложить. Это, конечно, нас огорчает. Но без внимания накануне Дня Победы наши ветераны не останутся. Среди бывших сотрудников – 19 участников Великой Отечественной войны, еще 153 – труженики тыла и узники концлагерей. В этом году каждый в свой день рождения принимает гостей – членов профсоюзного актива и молодежного актива. Помогаем и с ремонтом жилья. В конце прошлого года проведено обследование жилищных условий ветеранов, составлены сметы, выделены средства пяти бывшим работникам, и по их желанию будет сделан ремонт квартир. Ведутся работы по восстановлению и благоустройству памятников и мемориалов.
В курском регионе около четырех тысяч ветеранов производства, из них 2731 старше 65 лет. В связи с коронавирусом эта категория сейчас в зоне особого внимания. Подключились наши волонтеры. Со всеми связались, узнали, кому нужна помощь. И всем, кто остался в эти дни один в изоляции, она оказывается – волонтеры доставляют продукты и лекарства, помогают оплатить коммунальные услуги.
– Одним из направлений деятельности профсоюзных организаций является контроль вопросов охраны труда. Как ведется эта работа и как вы оцениваете программы по улучшению условий труда и быта курских железнодорожников?
– Оценкой условий труда занимаются председатели первичных профсоюзных организаций, общественные инспекторы, уполномоченные по охране труда и правовые инспекторы. Общее состояние можно назвать удовлетворительным. Нарушения стараемся пресекать на корню либо устранять совместными усилиями. Все замечания, касающиеся санитарно-бытовых условий работников, берутся на контроль. Налажено взаимодействие с руководством региона, и всегда удается найти понимание. Однако работа еще предстоит немалая. Результат будет зависеть от совместных усилий.
– Какую роль профсоюз отводит работе с молодежью?
– Вовлечь в профсоюз молодежь и дать возможность реализовать свои способности – одна из наших задач. Для этого организуем обучение профсоюзного актива, ищем новые формы и методы работы. Сегодня молодые люди активно заявляют о себе, они полны энергии и идей. И если направить и поддерживать их, результат получается удивительный. Многие мероприятия и акции наши молодые активисты инициируют сами. Совместно разрабатываем план на год. Мероприятия самые разные: туристический слет молодежи, патриотические акции – Вахта Памяти, велопробег по местам боевой славы, «Бессмертный полк» и многое другое, волонтерское движение, донорство, посещение детских домов, забота о ветеранах. Стараемся учесть интересы всех и охватить как можно большее количество людей, чтобы каждый нашел свое место и занятие по душе.
Один из важных моментов – работа по формированию кадрового резерва, обязательно включаем в резерв на профсоюзные должности членов молодежного актива. Мы не просто растим смену, мы создаем будущее отрасли. И большую роль здесь играет профсоюз, через который проходят все молодые лидеры.
– Профсоюзные организации в наши дни сохранились далеко не везде. Компания ОАО «РЖД» – холдинг, где традиционно очень мощный и деятельный профсоюз. И состоит в нем практически каждый железнодорожник. В чем секрет такой стабильности?
– Наверное, это заслуга всех работников железнодорожного транспорта, которые, двигаясь вперед, чтут традиции. Ведь профсоюз – это все мы. И от участия каждого зависят сила и возможности нашей организации.
С ПРАЗДНИКОМ!
Председатель Федерации организаций профсоюзов Курской области Алексей ЛАЗАРЕВ:
– 115 лет – это большой и очень непростой путь, пройти который удалось благодаря людям труда, искренним и увлеченным, преданным своему делу.
Являясь крупнейшей профсоюзной организацией в регионе, профсоюз железнодорожников выступает организатором многих патриотических мероприятий и социальных акций. Большая заслуга в этом заместителя начальника Московской железной дороги по территориальному управлению Мухарбека Озиева и заместителя председателя Дорпрофжела на Московской железной дороге Александра Беспалова.
Твердо уверен: достигнутые результаты послужат хорошим импульсом для дальнейшего успешного выполнения поставленных задач и реализации намеченных планов.
Желаю всем членам профсоюзов, профсоюзному активу плодотворной работы и конструктивных решений, ветеранам – крепкого здоровья и благополучия!
Вехи истории
21 апреля 1905 года – I съезд железнодорожников. Основан Всероссийский внепартийный железнодорожный союз. На всех магистралях один за другим создаются крупные профсоюзные объединения. В период репрессий они уходят в подполье, но свою работу по защите прав и интересов рабочих продолжают. Ряды ширятся.
Вплоть до начала Великой Отечественной войны организация помогает повышать производительность труда, контролирует трудовую дисциплину, развивает соцсоревнование. Именно профсоюз сформировал в стране систему социального страхования, направленную на оздоровление работников и отдых детей.
Во время Великой Отечественной войны профсоюз железнодорожников взял на себя и организацию скоростного продвижения воинских грузов: движение поездов к фронту и с фронта не прекращалось ни на минуту. Все годы войны профсоюзные организации оказывали моральную и материальную помощь семьям железнодорожников, чьи отцы и сыновья были призваны в армию, проводили сбор теплых вещей для фронтовиков, помогали работающим.
Не менее самоотверженно поднимал страну из руин отраслевой профсоюз и в послевоенные годы. К концу пятилетки 41% железнодорожников стали стахановцами, 30% – ударниками производства. Уже к началу 1948 года железнодорожный транспорт был полностью восстановлен.
Именно тогда разрозненные отраслевые профсоюзы объединились в единый профсоюз рабочих железнодорожного транспорта и транспортных строителей Советского Союза. В это время организация сосредоточила свое внимание на решении социальных проблем железнодорожников, особенно на обеспечении их жильем. Название «Профессиональный союз рабочих железнодорожного транспорта и транспортного строительства» появилось 19 января 1982 года по решению XIII съезда профсоюза.
В начале 1991 года был принят закон СССР «О железнодорожном транспорте». Профсоюз сосредоточился на создании системы социальных гарантий рабочим. Ее ключевыми звеньями стали отраслевые тарифные соглашения и коллективные договоры на предприятиях.
25 февраля 1997 года постановлением XXVI съезда Независимого профсоюза железнодорожников и транспортных строителей России организация была переименована в Российский профессиональный союз железнодорожников и транспортных строителей (Роспрофжел).
На правах рекламы
Анна КОРШУНОВА