Александр Шилов: «Меня поразил Рыльский монастырь»
Он вошел в трапезную Рыльского Свято-Николаевского монастыря, сдержанно поздоровался с трудниками и насельниками, сел за стол... Постная гречневая каша и чай – завтрак Народного художника СССР Александра Шилова, который больше недели провел в святом месте. В Рыльск член-корреспондент Российской Академии художеств приехал писать портреты священнослужителей, которые вскоре займут свое место в Государственной галерее Александра Шилова в Москве.
Подавляющее большинство работ Шилова – портреты. Как замечает художник, таким он уродился: «Левитана, например, тянуло к пейзажам, Айвазовского – к морю. А мне интересно отразить на холсте живого человека, его личность, душу. Ведь на портретах запечатлен не только внешний облик людей, но и внутренний мир. В будущем потомки смогут увидеть и понять нас, сегодняшних, в том числе и благодаря моим портретам».
Портреты курских монахов появятся в государственной галерее
– К сожалению, не могу уделить вам много времени, буду писать настоятеля монастыря отца Панкратия, – улыбнулся Александр Максович, согласившись на интервью. – Стараюсь использовать с пользой каждую минуту, проведенную здесь. Как только приехал в монастырь, сразу приступил к работе. В день за мольбертом провожу около семи часов.
В Рыльске Шилов впервые. О древнем монастыре ему рассказала матушка Адриана, монахиня Пюхтицкого подворья в Москве. «Года два назад писал картину «За Веру и Отечество», главным действующим лицом которой была монахиня Адриана, – поясняет художник. – У нее невероятно интересная судьба. В 19 лет пошла на фронт, попала в армию Рокоссовского. Поскольку хорошо знала немецкий язык, ее определили в разведку. Ходила за линию фронта, воевала под Сталинградом и на Курской дуге, дошла до Берлина, причем без единого ранения. После войны работала в НИИ под руководством Сергея Королева, занималась конструированием баллистических ракет и двигателей для космических кораблей. А потом пришла к Богу. Пока писал ее портрет, мы много разговаривали. Она рассказала, что в Курской области есть Свято-Николаевский монастырь. К сожалению, у меня не получилось сразу приехать в Рыльск. Но эту идею постоянно держал в голове, и как только выдалось несколько свободных дней, отправился в путь. Настоятель монастыря встретил меня на вокзале во Льгове».
Матушка Адриана подарила Шилову брошюры с видом монастыря. Поэтому он примерно представлял, как выглядит святая обитель. «Но то, что я увидел, меня поразило, – признается он. – Удивительно, как за несколько лет преобразился монастырь. Насколько я знаю, он был практически разрушен и силами людей, живущих здесь, возрождается. В один из дней прогулялся по роскошному Рыльску: холмы, одноэтажные домики... К сожалению, в России осталось не так много древних городков, сохранивших свое истоическое лицо. Рыльску это удалось».
Как оказалось, Народный художник СССР, которого называют «живым классиком», чье имя известно далеко за пределами России, в быту абсолютно неприхотлив – ему предоставили обычный деревянный домик. «Для меня главное, чтобы было, кого писать, – улыбается он. – За время, пока живу здесь, сделал два живописных и несколько графических портретов. Побывал в женском монастыре, где встретил двух монашек – загорелся идеей создать их портреты. Надеюсь приехать к вам еще раз».
Нет такого понятия – «современное искусство»
Среди картин Шилова много пронзительных портретов стариков – все написаны с натуры. «Я еще в советское время стал ездить по деревням и писать стариков, ветеранов, оказавшихся ненужными ни государству, ни народу, за будущее которого они воевали, ни своим детям, – говорит Александр Максович. – При этом нет надобности знать подробную историю их жизни – все написано на лицах и руках, изуродованных тяжким трудом».
– Бабушки легко соглашаются позировать?
– К сожалению, не всегда – боятся. Они не понимают, почему вдруг на них обратили внимание. Да еще и соседки от зависти подольют масла в огонь: «Молодая и красивая никому не нужна была, а сейчас, беззубую и старую рисуют – здесь что-то не так. Смотри, в Америку сошлют!» Такие глупости говорят, что диву даешься... Бывает, уже договорюсь с бабушкой, наутро прихожу – на дверях замок висит. И все же, если нахожу интересные лица, стараюсь уговорить человека позировать. Как-то в Москве на улице встретил бомжа. Какое лицо, глаза! Я с таким удовольствием его писал – у меня просто горело все внутри! По вечерам ложился спать и думал, только бы он, мерзавец, завтра не выпил и не нашел предлога ко мне не прийти!
Александр Максович не раз говорил, что ко всем своим моделям – знаменитым артистам, политикам, нищим, священнослужителям, военным – относится с уважением, но никогда не стремится им понравиться, приукрасив их на портретах. «Не стоит забывать повесть Николая Гоголя «Портрет» – о художнике, которой льстил заказчикам ради денег и славы. А в итоге утратил свой дар и погиб, – поясняет Шилов. – Я всю жизнь служу через свое искусство людям. То, что стану художником, понял, когда мама впервые привела меня в Третьяковскую галерею, где я увидел работы Боровиковского, Левицкого, Брюллова... Чувство, охватившее меня, помню до сих пор: человек эти картины писал или Бог создал? Не видно кухни художника, на полотне – живой человек, я могу с ним общаться, сострадать ему!»
– А вы интересуетесь современным искусством?
– На мой взгляд, нет такого понятия – «современное искусство». Все эти кружочки и квадратики – не более чем шарлатанство людей, пытающихся свое неумение выдать за новое слово в искусстве. А люди стоят и пытаются угадать, что же этим хотел сказать художник? И если не понимают, «мастер» осмеливается заявлять, что зритель еще не дорос до его уровня. Вот это наглость! В Третьяковской галерее, куда я часто прихожу, много раз доводилось наблюдать, как простые люди замирают, не в силах оторвать глаз от работ великих художников. Зритель не обязан иметь специальное образование, чтобы понять, что хотел выразить автор.
– Но многие прекрасно понимают, что хотел выразить, скажем, Пикассо...
– А вы знаете, что он сам дал исчерпывающую оценку и своему дарованию, и своей популярности, назвав себя «ловким комедиантом, который всю жизнь смеялся над людьми, пользуясь их глупостью и жадностью». Как реалист Пикассо был художником весьма посредственным. Занятия классическим искусством не принесли бы ему ни больших денег, ни всемирной славы. Он отлично понимал это, потому и посвятил себя разработке «новых направлений».
– Александр Максович, а что вы думаете о скандале, разразившемся вокруг памятника Петру I после отставки Юрия Лужкова?
– У нас любят бить лежачих, – вздыхает Шилов. – Если хотите услышать мое мнение, Петр – лучшее из всего, что сделал Церетели. Но, знаете, обидно – памятник ругают те, кто не имеет никакого отношения к великому искусству. Пусть сначала покажут, что сами умеют делать, а потом открывают рот! Я могу долго размышлять на эту тему, но пора работать. Совсем мало времени осталось, завтра уезжаю...
На прощание мастер заметил: «Будете в Москве, жду вас в гости в галерее...» Обязательно зайдем, хотя бы для того, чтобы увидеть портреты, созданные в Рыльском монастыре.
Марина ВЕБЕР, Рыльск, фото автора
Вверх▲
Отзывы читателей (1)
Написать отзыв▼
Евгений
7 ноября 2010, 20:57e-mail: rjvbcfh133@Yandex.ru, город: пос. ГлушковоМарина, добрый вечер. Мне очень чотелось бы так же посмотреть искуство Шилова, если не против, подскажите адрес в Москве или есть что то может быть и в Рыльске.
В монастыре бываю, после его посещения, как глонул свежего воздуха, после обыденной гари жизненнго пути.
Сама статья интересная ,и живая в тему жизни, искуства и любви к духу, ведь только дух может содержать в здравии наше тело. Приятно было пообщаться.
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 42 (836) от 19 октября 2010 года
Курские малыши готовятся к зиме в детском супермаркете «Счастливое детство»