Тайна курского герба
Практически все куряне знают, как выглядит одна из старинных символик – герб нашей области, утвержденный 8 января 1780 года Императрицей Екатериной II. Манифест Государыни так описывает главный геральдический символ губернии: «в серебряном поле синяя полоса и на оной три летящие куропатки».
За основу герба был взят утвержденный 8 марта 1730 года эскиз курской символики. Сбитые с толку сочетанием однокоренных слов «Курск» и «куропатки», мало кто задумывался, почему на гербе города присутствуют птицы. Официальное объяснение, что наш город назван по наличию в его окрестностях куропаток, и потому они присутствуют в его официальной атрибутике, мало приемлемо. Куропатки обитают во всех лесостепных и степных зонах Центральной России. Почему же они присутствуют только на курском гербе? Есть ли смысл в изображении птиц на курском гербе или это фантазия художников XVIII столетия?
Три куропатки на синем фоне
Чтобы ответить на данные вопросы, необходимо заглянуть в далекое прошлое курского края, к временам культа языческой религии. Из истории мы знаем, что в состав Киевской Руси входили племенные союзы, имевшие, наряду с общим почитанием пантеона языческих богов, своего «личного» небесного покровителя. У полян это был Перун, у древлян – Даждьбог. Согласно сведениям археологических раскопок, покровителем северского племенного союза был бог неба Сварог, что дало право многим исследователям называть курян «сварожьим племенем».
У каждого верховного языческого бога была своя зооморфная ипостась. Все они изображались полуживотными-полулюдьми. Сварог – бог неба, отец земного огня Сварожича и покровитель кузнецов – изображался в виде человека с молотом и огнем. Очень часто к изображению Сварога добавлялась сидящая на его голове птица: утка, сокол и даже аист (лелека), а затем само изображение верховного божества упростилось до символической летящей птицы.
Можно констатировать, что два века назад герольдмейстеры еще помнили историческое прошлое своего края и отразили на гербе Курской губернии тотем древних курян – летящих птиц. Пусть и утрировано, сочетая название города с обитающими в окрестностях куропатками. Почему же на гербе изображены именно три птицы? Дело в том, что Сварог как верховный бог входил в состав так называемого языческого Триглава (Сварог – Перун – Святовит) и, будучи родоначальником как Святовита, так и Перуна, в своем лице отражал троичность высшего божества. Цифра «3» в славянской мифологии являлась знаком Сварога, что и было продемонстрировано на курском гербе в виде летящих птиц.
Немаловажное значение имеет и синий цвет полосы. Во-первых, это подчеркивает происхождение названия города от наименования водного объекта, реки Кур. Во-вторых, синим цветом обозначалось небо, ипостасью которого и был Сварог. В-третьих, в языческой цветовой символике синий цвет обозначал восток, что подчеркивает принадлежность северян к восточным славянам. Соответственно, север – черный, запад – белый, юг – красный.
Куряне – предки русского народа?
По верованиям наших предков, Сварог являлся верховным богом славянского пантеона. Он известен в мифологии под многочисленными названиями: Род, Приап, Ваал, Белбог. В качестве бога Дива (Дыя) он упоминается как помощник курян в «Слове о полку Игореве»: «Солнце мраком путь ему загородило; тьма, грозу суля, громом птиц пробудилось, свист звериный поднялся; Див забился, на вершине дерева кличет, велит послушать земле незнаемой». Вероятнее всего, общеславянского бога солнца Ра следует также отождествлять со Сварогом. Это вытекает из многочисленных названий Сварога у разных племен, имеющих общий корень Ра: Рарог, Рах, Радегаст (Радгост), Родовон.
Согласно языческой мифологии, у Сварога с богиней неба Божуней было три сына – бог земного огня Сварожич и два бога солнца Святовит и Даждьбог. Не опровергая данную мифологическую иерархию, славянские летописи тем самым признают факт происхождения западных славян, почитающих культ Даждьбога и Святовита, как потомков северского племенного союза.
Известно, что у Даждьбога (называемого курянами Богданом) с «летней» женой богиней жизни Живой (Божаной) родились дочь Нива и сыновья Богумир, Водан, Покленц и Перун (!). Вот как! Главный бог киевских князей, грозный покровитель войны Перун, «бог-громовержец», согласно религиозным учениям, являлся всего лишь внуком Сварога. В связи с этим киевские князья, правившие от имени Перуна, приходились «внуками» по отношению к курским правителям. Это вполне объясняет непримиримость верховных правителей в отношении свободолюбивых курян и их активную экспансию в Посеймье.
Уже в 883–885 годах князь Олег Вещий покорил земли древлян, северян и радимичей, а его потомки предпринимали попытки ликвидировать независимость северских (курских) князей, разорвав со временем племенной союз на несколько частей и присоединив их к Полянской, Черниговской и Тьмутараканской землям. Ни одна из дохристианских «официальных» летописей не упоминает ни самого города Курска, ни каких-либо населенных пунктов в Посеймье. Вероятно, летописцам было приказано вычеркнуть имена всех без исключений курских князей, являющихся законными претендентами на киевский престол.
Несмотря на политические усилия региональных правителей по поддержанию культа «местных» богов, религиозно-политическое влияние Сварога, как верховного бога, на Руси было подавляющим. Это ярко продемонстрировано незадолго до принятия славянами христианства. Согласно «Повести временных лет», князь Владимир Святославович совершил попытку создать в 980 году общегосударственный языческий пантеон. В Киеве «на холме вне княжеского теремного двора были поставлены идолы Дажбога, Стрибога, Симаргла, Мокоши, Хорса и Перуна». Казалось бы, здесь напрочь отсутствует почитание Сварога – покровителя курян. Налицо полное игнорирование значения северского Посеймья?
Но чтобы ответить на этот вопрос, надо задуматься, почему идолов было прославлено только шесть. Реально к 980 году русских земель было одиннадцать: Полянская, Древлянская, Новгородская, Полоцкая, Дреговичская, Смоленская, Ростовская, Радимичская, Вятичская, Тмутараканская и Волынская. Вместе с Уличской землей (союзницей Древлянской еще с IX века) вообще 12. По какому принципу киевский князь отбирал верховных покровителей подвластных регионов, почему проигнорировал интересы половины союзных земель?
Дело в том, что Владимир, как потомок варяжской династии, был далек от тонкостей славянской религии, ее культовых особенностей. Верховные языческие жрецы, похоже, просто посмеялись над стремлениями Владимира вознестись над верованиями славян. Если учитывать идолы в порядке «старшинства», начиная с фамильного бога Владимира Древлянского – Даждьбога – и прочитать начальные буквы их «сферы деятельности»: Солнце, Ветер, Ар (земля), Рукоделие (ремесло), Огонь и Гром, получается сочетание СВАРОГ, имя верховного божества, которое и было прославлено в Шестибожии. Ни варяжско-киевский Перун, ни фамильно-древлянский Даждьбог не имели такой власти и популярности среди славян, как курский Сварог, а, следовательно, мы еще раз находим подтверждение в общерусском признании главенства курян (северян) на Руси.
Многие крупные российские ученые выдвигают гипотезы происхождения русской государственности с территории курского края, а академик Рыбаков в «Рождении Руси» заявляет прямо: «В VI веке союз жителей Роси с Полянским Киевом и Северянским Посемьем (по реке Сейм) стал ядром зарождающегося государства Русь с центром в Киеве».
Славянская руница, вошедшая в широкий обиход в период появления первого русского государства Русколань со столицей Голунь на курской земле, также указывает на факт происхождения русских племенных союзов с территории Посеймья. Об этом красноречиво говорят названия соседних народов. Так слово «вятичи» означает «покинувшие родину», «радимичи» – «переселившиеся в солнечные края». «Полянами» называли жителей Дикого Поля – территории южнее реки Сейм. Поэтому «поляне» из окрестностей Киева, проживающие в лесостепной и лесной зонах, являются потомками переселенцев из курского края.
Юрий БИРЮКОВ, Фатежский район
Вверх▲
Отзывы читателей (9)
Написать отзыв▼
Гость
21 декабря 2010, 14:22История росов.
"О названии реки Рось и аварах" — статья на rivne-surenzh.com.ua/ru/research/historical
Древнее славянство на картах — rivne-surenzh.com.ua/ru/additional/maps
Русколань Волынская — rivne-surenzh.com.ua/ru/our_articles/114
Роман
31 декабря 2011, 18:40e-mail: mario_84@pop3.ru, город: ЖелезногорскДа, соловьи там должны быть, а не куропатки!!!
Ася
1 февраля 2013, 21:00город: КурскСпасибо вам за информацию, некогда про это даже не думала. Наша учительница задала написать текст про историю появления и про сам герб Курска... информацию найти никак не могла. Спасибо вам большое
Лизонь
20 февраля 2013, 20:43город: ярикспасибо огромное....я многое узнала
макс
31 января 2015, 10:47e-mail: mrnano@mail.ru, город: Курск??? там курапатки не должны быть! должны быть соловьи!!!!
Игорь крюков
25 ноября 2015, 00:52город: КурскНе важно кто куропатки или соловьи ! Суть в птицах тобиж должны быть три божьи птицы бога Сварога !!!!
Алексей
1 января 2016, 22:32город: КурскИнтересная статья. Поддержал ли кто эту идею?
Дмитрий
18 сентября 2016, 16:52e-mail: Start4611@yandex.ru, город: КурскГербы русских городов имеют характерную стилистику. Традиционно герб Курска относят к "природной" стилистике, когда на гербе изображают, например, животных, характерных для данной местности.
Но Герб Курска содержит ряд неразрешенных вопросы к историкам:
Почему не соловьи?
Почему птиц три, а не одна крупно, в центре, с правильной детализацией?
Что за "дорога" по которой "птицы" летят?
Какие есть другие объяснения герба (версии)?
Есть такая — это не три куропатки, а "три печати Рюриковичей на Курский тракт". Скорее всего, данное выражение, характеризует некое древнее право Рюриковичей, которое они оспаривали. Петр Алексеевич (Первый и Великий) убрал предмет спора, сделав печати куропатками.
Гербовед
3 ноября 2019, 02:06Очень интересно! А вы герб Лотарингии видели? Никаких мыслей не возникает? )))
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 42 (836) от 19 октября 2010 года
Курские малыши готовятся к зиме в детском супермаркете «Счастливое детство»