День знаний в сельской школе: 12 учителей на 19 учеников
Для Лисовской школы это 1 сентября – особенное. В первый класс идут сразу два новых ученика! На этом фоне даже приход новых молодых учителей меркнет. На 19 школьников тут 12 преподавателей. Ни с урока сбежать, ни контрольную списать – каждый учащийся на виду.
Один ученик на целый класс
В поселке Лисово Курского района закончилась торжественная линейка. На асфальте осталась меловая разметка – где какой класс должен стоять. Площадка для седьмого самая большая. Еще бы – целых четыре человека. Шестикласснику повезло меньше: ему и за партой сидеть одному, и программу изучать тоже наедине с учителями. Зато четвертых классов два: «А» и «Б». В каждом по два ребенка. За литерой «Б» скрывается класс коррекции. А сразу после «четверки» на асфальте «единица» – арифметика по-лисовски: второго и третьего класса тут просто нет. Последний раз первоклашек встречали в 2003 году. Так что сегодняшними двумя новыми учениками гордятся по-настоящему.
Каждый ученик – открытая книга. Если заболел – знает вся деревня. «Просимулял» – позор семье. Двойки – редкость: невыученных домашних заданий не бывает, поскольку надежды на то, что «не спросят», нет.
«Списывать? – удивляются учителя. – Да они просто не умеют! Иногда до смеха доходит. На контрольной или экзамене специально выйдешь из класса, чтобы смогли подсмотреть материал. Возвращаешься – они на том же этапе. Говоришь: «Дети, я же вышел » А они не понимают, о чем это учитель »
Хотя у самих школьников по этому поводу свое мнение. «Списать можно. Когда, например, учитель к доске отворачивается или тетради проверяет, – «по секрету» делится семиклассница Наташа. – Только иногда не у кого».
«Избушка на курьих ножках» обманула ожидания
Уроки наЧинаютсЯ в 8.45 утра. Именно в это время приходит курский автобус. Конец занятий тоже согласован с его расписанием. Большинство учителей ежедневно проделывают путь по 40 километров туда и обратно, чтобы встретиться с подопечными. В городе гораздо сложнее устроиться в школу, чем на селе. Но дело, наверное, не только в этом.
«Они совсем не похожи на городских детей! – с восторгом рассказывает о своих учениках завуч Лисовской школы Юлия Мальцева. – Открытые, старательные, отзывчивые». Девушка, закончившая филфак КГУ два года назад, до сих пор вспоминает, как первый раз ехала смотреть предполагаемое место работы. «Думала, увижу «избушку на курьих ножках», с покосившимся деревянным крыльцом и наличниками на окнах, – со смехом говорит она. – Так что новое здание приятно поразило. А когда увидела уютные кабинеты с обоями, какими-то цветочками на полочках, компьютеры, сразу решила, что хочу работать именно здесь. В моей школе ничего такого не было».
25-летняя Юлия, наверное, одна из самых молодых завучей в области. Говорит, что коллеги-преподаватели из других школ до сих пор смотрят на нее с удивлением. Но в ставшей уже «родной» Лисовской школе ею гордятся. «Она вдохнула свежую струю в наши будни», – рассказывает директор Наталья Гуторова. Хотя такие же слова нам потом приходилось слышать практически о каждом молодом педагоге. «Когда ушел учитель математики, дали объявление о вакансии в газету, – вспоминает директор. – От звонков не было отбоя».
Первоклашки зовут учителей «мамами»
Людмила Эвель, скорее напоминающая добрую бабушку, чем стереотип учителя с указкой, – старожил Лисовской школы. Здесь работали еще ее мать с отцом. Преподавательница младших классов вспоминает, что в послевоенные годы тут было 450 учеников. Занятия проводили в двух зданиях. Но и тех не хватало. Нередко классными комнатами становились дома учителей. «Когда пришла сюда работать в 1957-м, – рассказывает Людмила Кузьминична, – в школу ходили 150 ребят. Никто не мог предположить, что эта цифра сократится почти в 10 раз».
Выпускниками своими гордятся. Когда-то в Лисово учился известный скульптор Николай Криволапов. Многие куряне ежедневно проезжают мимо его памятника Пушкину на Театральной площади или монумента военным медикам на площади Перекальского. Портрет сестры Людмилы Эвель, Татьяны Татаренковой, висит в нескольких медицинских вузах страны. Она сделала почти невозможное: в Коми-Пермятском округе, работая педиатром, сократила детскую смертность почти до нуля.
«Не будет школы, село исчезнет», – уверены лисовцы. Она давно перестала быть просто учебным заведением. Это – центр культурной жизни села. И клуб, и место, где можно узнать свежие новости из города. А для немногочисленных учеников – второй дом. Первоклашки нередко заговариваются и называют учителей «мамами». Дошколята заранее привыкают звать будущих педагогов по имени-отчеству. «Даже двухлетние малыши туда же. Говорить еще толком не научились, а отчество мое пытаются произнести, – улыбается Эвель. – Каких только версий не наслушалась: и «Кумина», и «Кузмина», и «Кунична»!»
Лисовская основная школа – скорее правило, чем исключение, поскольку 85 процентов школ Курской области расположены в селе. Из них почти сотня – начальные, где менее 10 учеников. Чаще всего – пять-шесть. Основные и средние школы немного «богаче» на ребятню, но отличие не значительно. Поэтому в планах областного комитета образования – определить 4–5 базовых школ в каждом муниципалитете, которые оснастят современной учебной и материально-технической базой. Ребята из нескольких населенных пунктов будут добираться на занятия не своим ходом, а на специально приобретенном транспорте. Программа «Школьный автобус» рассчитана на несколько лет. В этом году появятся первые 28 автобусов, всего их нужно 116.
Ирина Третьякова, Курский район
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 36 (622) от 5 сентября 2006 года
Клининг: когда уборка в радость. В Курске развивается индустрия чистоты