Как управлять автомобилем в дождливую погоду
Под занавес нынешнее лето просто уморило всех невиданной жарой. Наверное, поэтому внезапно разразившийся дождями сентябрь застал многих водителей врасплох. Первый же мокрый осенний вечер, существенно пополнив статистику ДТП, ехидно напомнил: пора переключать мозги в режим «плохая погода».
Хорошенько попарившись в своих железных коробках летом, с наступлением осени водители наконец-то по-настоящему начинают ощущать свое преимущество перед пешеходами. Безусловно, приятно слушать в теплом салоне музыку и наблюдать, как подгоняемые ветром люди, тщетно пытаясь укрыться под зонтиками, семенят по тротуару под проливным дождем. Для полноты картины можно поддать «газку» и хорошенько окатить их водой из лужи. Но делать этого все же не стоит. Вдруг по пути в гараж за машиной такой же «добряк» попадется и вам. В плохую погоду водителям не помешает вспомнить и некоторые азбучные истины из «Учебника хорошего водителя».
Осень в полной мере дает возможность потренировать к зиме приемы безопасного управления автомобилем в условиях скользкой дороги и плохой видимости.
Для начала проедем по лужам. Бывалые водители небезосновательно советуют объезжать участки дороги, скрытые под водой. После проезда глубокой лужи могут намокнуть тормозные колодки и отказать тормоза, может заглохнуть двигатель, а в затопленном канализационном люке вы рискуете серьезно повредить колеса и подвеску. По возможности «водоем» нужно проезжать так, чтобы хотя бы одна сторона машины проходила по «берегу» или по его краю. Если видна четкая колея, проложенная другими автомобилями-одноклассниками, осторожно двигайтесь по ней.
Когда воду на дороге приходится преодолевать на скорости, встречается несколько типичных «кризисных» ситуаций.
Например, вы едете в левом ряду, вокруг полно других автомобилей, а впереди в правом ряду — большая лужа, и навстречу ей и вам несется автомобиль. Если разъезд произойдет возле лужи, вода из-под колес встречной машины непременно попадет на ваше лобовое стекло и на какое-то время лишит вас видимости. Особенно, если лужа с грязью. Что делать? Можно уйти вправо, если есть куда и когда. Можно и притормозить, но обязательно посмотрите в зеркало заднего вида — поймут ли ваши намерения едущие за вами? В любом случае лучше принять меры предосторожности: включить «аварийку», слегка притормозить и заблаговременно включить дворники. Постарайтесь запомнить дорожную обстановку впереди и сбоку, так как после грязевого душа дворникам понадобится не менее 3-5 секунд, чтобы очистить стекло, а за это время даже на скорости 50 км/ч вы успеете вслепую преодолеть 40-70 метров.
Или другая ситуация. Двигаясь со скоростью 80-90 км/ч по мокрой двухполосной «магистрали» с интенсивным встречным движением, вы опять видите широченную лужу, но уже на своей половине дороги. Так как резко тормозить на скользком покрытии небезопасно, можно решиться форсировать воду, не сбавляя ходу. Мол, пусть встречные остерегаются и включают дворники, как сказано выше. Но тут лучше все же подумать о себе. Дело в том, что слой воды уже около 1 см образует перед набегающим колесом своеобразный водяной клин, который может оторвать колесо от дороги и превратить машину в моторную лодку. Такое явление, известное как аквапланирование, чаще всего возникает на скорости 70 км/ч и выше. Поэтому, влетев в лужу на полном ходу, а тем более пытаясь в ней перестроиться, вы сильно рискуете оказаться на встречной полосе. Чтобы этого избежать, в крайнем случае, можно включить фары и попытаться ее объехать по встречной, если там найдется «дырка». Кстати, водители встречных машин, которые когда-либо читали предыдущий абзац, могут в такой ситуации тоже сбавить скорость, чтобы дать вам объехать воду. Но лучше, полагаясь на себя, плавно снизить скорость, включив пониженную передачу, и предупредить «аварийкой» едущих сзади об опасности. А вдруг когда-то и о вас позаботятся.
О лужах можно рассказывать еще долго, но поскольку мы ограничены площадью, вкратце напомним еще несколько моментов стратегии и тактики осеннего драйва. Объезжайте грязь или опавшие листья. Сырые листья делают поверхность дороги скользкой, как лед. Если добавить к ним еще и каштанчиков, то при торможении или маневрировании легко потерять контроль над автомобилем. На мокрой дороге без особой необходимости не обгоняйте. Этот маневр опасен и в хороших дорожных условиях, а при плохом сцеплении становится крайне рискованным. Вечером и ночью этот риск возрастает в несколько раз.
По возможности не останавливайтесь на скользких подъемах — трогание будет не очень приятным.
После этого желание отправляться в путь на авто в дождливую погоду заметно уменьшается. Но как бы там ни было, ездить все равно надо. Поэтому, двигаясь по скользкой дороге, постарайтесь определить степень ее «скользкости». Для этого можно использовать несколько способов: визуально, торможением, изменением подачи топлива, выжимом педали акселератора. Человек с нормальным зрением почти всегда увидит скользкую поверхность, но не всегда сможет оценить, насколько она опасна. Если дорога свободна, то при небольшой скорости можно попробовать оценить скользкость, резко нажав на педаль тормоза. В других условиях следует проверять сцепление колес резким нажатием на педаль управления дросселем. Если ведущие колеса сорвутся в пробуксовку, значит, дорога достаточно скользкая и нужно, «закусив удила», двигаться по ней с пониженной скоростью, увеличив дистанцию до впереди идущей машины до 4–6 секунд. А если в дождь она не оставляет следов, значит, велика опасность аквапланирования, как у вас, так и у нее. Причем это может быстрее произойти у той машины, у которой хуже шины. Поэтому обратите внимание на состояние шин и чаще поверяйте давление в них.
Чтобы закончить на хорошей ноте — еще несколько слов о грязи. Да, осенью наши в большинстве случаев грунтовые обочины превращаются в настоящие ловушки, заехав в которые можно остаться там надолго. Ну, а на скорости там легко совершить пируэт, особенно когда одна сторона машины на асфальте, а другая — в болоте. Еще «веселее» на мокрых грунтовых проселочных дорогах. Поэтому, собираясь отправиться в путь по ним, еще раз подумайте, а действительно ли вам это нужно?
Вот и все. Остается пожелать счастливого пути и еще раз напомнить, что в плохую погоду с ее каверзными ситуациями водителям лучше действовать сообща.
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 36 (622) от 5 сентября 2006 года
Клининг: когда уборка в радость. В Курске развивается индустрия чистоты