Бюджет-2006: считаем по-новому
1 января 2006 года вступит в силу закон о муниципальной реформе. В первую очередь он коснется структуры областного бюджета. Если раньше все средства стекались в центр, откуда деньги выделялись на нужды районов, теперь каждое муниципальное образование будет иметь свой кошелек.
«Бытует мнение, что переход на новое самоуправление требует огромных затрат, – комментирует председатель комитета финансов области Эдуард Мосолов. – По сравнению с другими регионами, для Курска переход не будет таким болезненным. С 2002 года были сформированы поселения, имеющие свой бюджет».
Казна следующего года формируется по единому принципу. То есть, по большому счету, ничего не изменится: недостаток средств, если таковой будет, ощутят на себе и центр, и муниципальные образования. Причем последние в большей степени. Поскольку бюджетное обеспечение в районах далеко не одинаково, речь идет о создании «стабилизационных» фондов, которые должны будут подтянуть «бедные» районы хотя бы до уровня средних. Формироваться они будут за счет областного кошелька.
В прошлом году выплату зарплаты бюджетников взял на себя федеральный центр. И только все, наконец, могли вздохнуть спокойно: задержек с выплатами практически не было, как политика снова изменилась – все вновь сбросили на регионы. И это самая плохая новость, связанная с муниципальной реформой. Теперь врачи, учителя и работники культуры будут получать деньги из районных бюджетов, которые и так испытывают недостаток финансов. С 1 мая на 37% увеличится минимальный размер оплаты труда. Области это обойдется в 1 миллиард 305 миллионов рублей, миллиард из которых еще предстоит найти. Скорее, это произойдет за счет урезания других расходов. Например, на благоустройство области.
Головная боль власти: как сделать, чтобы деньги платили вовремя. Пока существует два механизма: заработная плата может быть выделена из областного бюджета в виде субсидий, которые невозможно потратить на другие цели, либо стимулирование районов дотациями. Они будут выделяться лишь в том случае, если долги работникам бюджетной сферы станут погашаться вовремя. Но сколько бы новые муниципальные образования не воспитывали кнутом и пряником, дефицитные бюджеты (а таковые они во всех 28 районах) означают, что проблем со своевременными выплатами не избежать.
Всего же области в следующем году понадобится чуть больше 13 миллиардов рублей. Три миллиарда поступят из федерального центра, остальные средства придется искать на месте. Уже сейчас специалисты прогнозируют дефицит в миллиард 125 миллионов рублей. Может быть, часть этой суммы удастся пополнить за счет предприятий, которые станут выкупать землю – 2006 год последний, когда это можно сделать. Кроме того, в проекте нового бюджета пока не учтено увеличение земельного налога. Но обе эти статьи принесут бюджету в лучшем случае около 600 миллионов. Потому без помощи банков, видимо, снова не обойтись. Те согласны давать кредит без залога с процентной ставкой 13–14% на срок до 5 лет.
Главный финансовый документ 2006 года, как и действующий, будет иметь социальную направленность. За красивыми словами скрывается «бюджет выживания». Приоритет социальной сферы означает, что денег на развитие области будет выделяться по минимуму, но социальные выплаты не уменьшат. Наоборот, их список будет расширен. Так, в области здравоохранения вводятся 2 новые статьи: надбавка к зарплате для молодых специалистов, окончивших медицинский вуз с отличием; и поощрение в размере трех окладов для врачей, проработавших не менее 15 лет и уходящих на пенсию. Кроме того, пока так и не введена 25-процентная надбавка для медработников в городских поселках. Выплаты ЕДВ льготникам проиндексируют в соответствии с ростом базовой ставки пенсии. Сохранятся социальные проездные, но их цена, по словам главного финансиста области, в следующем году возрастет примерно до 150 рублей.
Ирина ВЛАДИМИРОВА
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 46 (580) от 15 ноября 2005 года
7 столиц за 10 дней: Парижские тайны от корреспондента "ДДД"