Автомобиль и погода
«Вожу я недавно, но у меня складывается впечатление, что день ото дня характер машины меняется: то с места рвет, то еле едет. Рассказал друзьям — смеются, говорят, надо нормальный бензин заливать. Но такая же история случается, когда даже бензин в баке не менялся. Я что-то придумываю или этому явлению есть логическое объяснение?» Алексей Тимошенко, Курск
Ваши друзья говорят правду — от бензина, залитого на одной и той же, пусть даже «честной» заправке, но в разные дни, многое зависит: качество топлива меняется от партии к партии. Если же вы ездите неделю на одном баке, а характер машины меняется, то дело, скорее всего, в погоде — в изменении атмосферного давления и температуры. Эта зависимость известна, поэтому, согласно ГОСТу, мощность двигателя измеряют при определенном атмосферном давлении (750 мм ртутного столба) или же корректируют полученные результаты с учетом отклонения давления от нормы. Дело в том, что чем выше атмосферное давление, тем больше смеси попадает в цилиндры и тем большую мощность развивает мотор. И наоборот: в горах, где давление низкое, мотор тянет плохо (на турбированных двигателях, где воздух нагнетается искусственно, колебание атмосферного давления практически не сказывается).
Кроме того, важную роль играет температура воздуха: чем он холоднее, тем плотнее и тем больше его весовых частиц попадает в камеру сгорания. Чтобы смесь при этом не обеднялась, в инжекторных системах установлены устройства, регулирующие состав смеси в зависимости от температуры. С более «заряженной» смесью мотор становится резвее. В менее совершенных карбюраторных двигателях в холодное время года поступающий воздух для лучшего испарения бензина специально подогревается.
Так что при определенных условиях, например, ясным морозным днем, в самом начале можно почувствовать некую резвость, увеличение мощности в пределах 5—10% номинальной.