Суджанец превратил реку Псел в аквапарк
Когда-то из-за него в суджанских школах устраивали специальные уроки ОБЖ. Школьникам рассказывали о «сумасшедшем мотоциклисте», давящем пешеходов. У страха глаза велики: Анатолий просто купил невиданную в то время для маленького городка диковину – спортивный байк. А сейчас московские знакомые называют его инопланетянином. Им, привыкшим к столице, непонятно, как мог житель глухой провинции воплотить мечту, к которой им еще стремиться и стремиться.
Бороздящий волны на доске
Наш автомобиль въезжает в райцентр. Вокзал под стать самой Судже: маленький и сонный. Красные вареные раки по смешной цене и такого же цвета Ленин на постаменте. Поэтому джип Анатолия, через полчаса нарушивший тишину привокзальной площади действительно показался пришельцем из другого мира. «Давно ждете? Извините за опоздание, давайте за мной». Пока едем по городской дороге, успеваем прочесть надпись на запаске джипа: «Just for fun» – «Только для развлечения». Съезжаем на грунтовку – надпись, как и сам автомобиль, пропадают из вида. Ориентируемся по облаку пыли далеко впереди. Пытаясь преодолеть очередную яму, тихо завидуем пассажирам внедорожника. Такая поездка – пожалуй, развлечение только для них.
С высокого берега реки Псел открывается необычная картина. На воде несколько трамплинов. Небольшой причал, рядом натянут батут. Анатолий расчехляет спортивный скутер – именно для него построены трамплины. Но главная достопримечательность (не считая самого хозяина) – катер Moomba Mobius XLV. Огромный желтый красавец предназначен не для развлекательных прогулок по водной глади, а для занятий одним из самых опасных видов водного спорта – вейкбордингом. Это синтез трех видов экстрима: серфинга, сноуборда и водных лыж. Катер на фале (тросе) буксирует спортсмена, стоящего на широкой доске. Волну, оставляемую катером, спортсмен использует как трамплин для прыжка, в котором он исполняет трюки различной степени сложности. При этом возможностей у вейкбордиста (в дословном переводе – «бороздящего волны на кильватерной доске») гораздо больше: можно преодолевать искусственные препятствия вроде плавучих горок, совершать пируэты в воздухе, демонстрируя чудеса равновесия при приводнении. Естественно, и вариантов разбиться не счесть: при скорости 40 километров в час удовольствие «приложиться» к воде мало отличается от падения на асфальт.
«Толян – инопланетянин»
Анатолий «заболел» новым увлечением 3 года назад. До этого были водные лыжи, аквабайк. Но жажда новых впечатлений привела к тому, что случайно попавшая в руки кассета с выделывающими чудеса на воде райдерами была засмотрена до дыр. А потом из Германии вместе с тем самым джипом был привезен первый катер. Но для вейкбординга нужен специальный буксировщик, создающий за собой особую волну. Потому немецкий катер вначале сменил купленный в Москве буксировщик. Потом полгода поиска в Интернете подходящего «транспорта» (выпускают катеры для вейка только в Штатах, в Европе даже не делают досок для этого вида спорта) – и на берегу Псла уже красуется Moomba. «Таких катеров в СНГ всего два», – с гордостью заявляет Анатолий. Стоит мечта векбордиста около 60 тысяч долларов.
В Москве и Питере проводятся регулярные соревнования по вейку. В магазинах богатый выбор оборудования. Можно нанять хорошего инструктора. Теперь представьте другую ситуацию: вместо единомышленников – выпученные от удивления глаза селян, вместо поддержки – дикий смех и сплетни, вместо подсказок друзей – иностранное видео без перевода. Как при этом можно не только оставаться ярым фанатом вейкборда, но и учить новые трюки – столичным жителям понять сложно. Но они регулярно приезжают в «Толяндию» – так окрестили кусочек реки под Суджей. «Толян – инопланетянин! Другого объяснения не нахожу. Как в такой глуши, за 650 километров от Москвы, может жить такой реально великий человек. Человек темы!» – так москвичи начинают осознавать, что жизнь есть и за пределами Садового кольца. И возвращаются сюда снова. Анатолий гостям рад: «Из Москвы ребята наведываются, из Украины. Первый раз всегда в шоке: говорят, таких трюков, которые я делаю, не делает больше никто. С удовольствием бы местных ребятишек тренировал, но пока ни в ком не вижу такой страсти, как у меня».
– Готова? – Нет! – Пошла
Как-то сама собой вырывается роковая фраза: «А можно попробовать?» Через 10 минут стою на берегу в гидрокостюме и спасательном жилете. Чтобы обуть «сандалии», прикрепленные к доске, вейкбордисты обрызгивают ногу пеной. «Специальный состав?» – интересуюсь я, пока конечности обрабатывают из пульверизатора. Оказывается, жидкость для мытья посуды, смешанная с водой. В воде мыльный раствор вымывается и нога вейкбордиста прочно «застревает» в сандалии.
– А дальше что? – стоя на берегу на доске, естественно, не могу сделать ни шагу.
Оказывается, надо опуститься на «пятую точку опоры» и, отталкиваясь руками, «сползти» в воду. Вейкбординг называют одним из самых эффектных видов спорта. Представляю, как «эффектно» я в этот момент смотрелась со стороны. Но и в воде, вопреки ожиданиям, положение заметно не улучшилось. Спасжилет, гидрокостюм и доска – все это выталкивает на поверхность. Самостоятельно двигаться весьма проблематично. Потому даже поймать фал, который мне бросают с катера, удается только с третьего раза.
– Готова? – Анатолий командует с берега.
– Нет! – я, кажется, наконец, начала понимать всю «серьезность» ситуации. Перед этим спутник Анатолия 12-летний Сережка рассказал, как упал на первом же развороте. После этого он на доску не встает – боится. А ведь пацан тренировался с Анатолием в спортзале всю зиму
Катер уже начинает двигаться.
– Вы хотя бы объясните, что мне делать!
Предварительный инструктаж предельно короток:
– Сгруппируйся. Постарайся доску поставить под острым углом к воде. А там тебя катер сам вытащит.
«Исчерпывающая» информация. Но отказываться поздно. Изо всех сил сжимаю фал, катер медленно набирает скорость, веревка натягивается, зажмурившись, жду сильного рывка. Но его нет, секунда – и меня тянет по воде. Немного наклоняю доску – и она скользит по поверхности! Через миг оказываюсь по уши в воде. Выныриваю, отплевываясь.
– Молодец, – слышу одобрение с берега. – Почти получилось. Только слишком рано попыталась подняться, вот и потеряла равновесие.
Через минуту еще одна попытка. Пытаюсь удержаться в нелепом «сгруппированном» состоянии до последнего. Потом начинаю медленно распрямляться. И вот я уже, как заправский райдер, рассекаю волны! Преувеличиваю, конечно. Какие мне волны, на ногах бы устоять! Стараюсь держаться подальше от пенного следа катера, там, где водная поверхность воды гладкая. От скорости захватывает дух. А когда думаю, что на воде меня держит лишь метровая доска и веревка, начинают ныть зубы. Вдруг катер останавливается. Вейк (и, естественно, я с ним) начинает плавно погружаться. Оказывается, напоролись на корягу. Но ничего серьезного – и мне снова бросают фал.
Вновь свист ветра в ушах и брызги от доски во все стороны. Пытаюсь слегка маневрировать: оказывается, если перенести вес тела назад, удалишься от катера, если наклонить корпус вперед – приблизишься. После пары минут несмелых попыток управлять доской снова погружаюсь. От неожиданности не догадываюсь сразу выпустить фал, меня еще тянет несколько метров под водой – удовольствие не из приятных. Испуганное лицо Ирины, «водителя» из катера: «Не разбилась?». Об этом я даже не успела подумать. И не успела почувствовать удара. Кажется, все кости целы. А катер снова натягивает фал
Уже на берегу Анатолий говорит, что вот так, с первого раза, «встать» не у всех получается. «Не знаю, от чего это зависит. Кажется, человек и спортом занимается, и объяснишь ему все доступно, – размышляет собеседник. – А он все барахтается в воде». Подтверждение этих слов – следующий «новичок». Четыре попытки – и все напрасно. «Никогда не тонул, а тут воды на всю жизнь нахлебался!» – заявил мужчина, выходя из реки. На следующий день с непривычки болят руки, ноги и даже, кажется, спина. Зачем все это? Не знаю. Но на следующие выходные снова планируем поездку в Суджу «Болезнь» Толяна оказалась заразной.
Ирина ТРЕТЬЯКОВА