«Поезд Победы» проследовал по местам боевой славы Курской области
29 и 30 июля в Курской области прошла акция «Поезд Победы – Эстафета бессмертия», приуроченная к 78-й годовщине разгрома фашистских войск на Курской дуге и предстоящему празднику – Дню железнодорожника.
Пассажирами поезда стали ветераны войны и труда, руководство Курской области и Московской железной дороги, волонтёры. Маршрут традиционный: Северный фас Курской дуги и восточное направление. В 1941–1943 годах здесь велись ожесточенные бои. Связующим звеном между тылом и фронтом была железная дорога. Работники стальных магистралей проявляли чудеса мужества и изобретательности в борьбе с врагом. Сохранить память об этих героических страницах нашей истории, о тех, кто приближал Великую Победу, нынешнее поколение железнодорожников считает своим долгом.
Тех, кто видел войну в лицо, с каждым годом все меньше. Уходят ветераны, но эстафета памяти не должна прерваться, уверен заместитель начальника Московской железной дороги Мухарбек Озиев.
– Это наш долг перед ветеранами и перед будущими поколениями. Мы обязаны продолжать славную традицию, чтобы сохранилась память о великом подвиге нашего народа, – говорит Мухарбек Магомедович.
Курская область – единственный регион, который в этом году проводит акцию «Поезд Победы». Несмотря на ограничительные меры в связи с пандемией, решили не прерывать традицию. Мероприятие прошло с соблюдением всех санитарных норм. Пришлось немного изменить формат, сократив количество участников, но легендарный паровоз П-36 проехал по привычным маршрутам: Курск – Поныри и Курск – Кшень.
Вклад железнодорожников в Великую Победу
Вклад железнодорожников в победу в Великой Отечественной войне сложно переоценить. По железной дороге ежедневно доставляли боеприпасы и продовольствие, эвакуировали жителей. Труженикам стальных магистралей приходилось работать под массированными бомбежками вражеской авиации.
Станция Курск за участие в подготовке Курской битвы трижды награждалась Красным знаменем Государственного комитета обороны. Петр Шубин, начальник станции Курск, первым из курян был отмечен Золотой Звездой Героя Социалистического Труда. В дни подготовки и проведения сражений на Курской дуге он провел огромную работу по восстановлению железнодорожных объектов, разрушенных немецкой авиацией, и бесперебойному пропуску воинских эшелонов.
Акция началась с митинга на Аллее Славы курских железнодорожников. Ровно два года назад здесь был открыт памятный знак, посвященный подвигу работников специальных формирований Народного комиссариата путей сообщения СССР – бывших тружеников Московской железной дороги. Это единственный в России памятник ополченцам-железнодорожникам Сегодня в Курске в живых осталось всего два ветерана спецформирований НКПС.
Эстафета памяти
В торжественном митинге приняли участие губернатор Курской области Роман Старовойт, начальник Московской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» Михаил Глазков, представители общественных организаций, ветераны, работники железной дороги, студенты.
– Я благодарю компанию «РЖД» за идею и проведение этой акции, которая уже стала традиционной. «Поезд Победы» – это хороший повод вспомнить заслуги всех участников событий 1943 года, в том числе железнодорожников, которые в сложных и опасных условиях проявляли мужество и героизм. Наша задача – такими акциями передать нашим детям и внукам священную память о войне, которую мы храним в своих сердцах. Это очень важно для нашего подрастающего поколения, тем более когда идут попытки переписать нашу историю, – сказал Роман Старовойт.
Он отметил, что акция проходит накануне Дня железнодорожника.
– Я искренне хочу поздравить всех железнодорожников страны и железнодорожников Курской области с профессиональным праздником. Вы не только вносите сейчас существенный вклад в экономику региона и развитие государства, но и продолжаете достойно те традиции, которые заложили ваши предшественники.
На митинге лучшим железнодорожникам глава региона вручил заслуженные награды.
Почетным гостем митинга стал начальник Московской железной дороги Михаил Глазков. Он напомнил присутствующим о выдающемся подвиге военных и гражданских жителей, чьими усилиями в самый разгар сражений на Курской дуге была открыта железнодорожная линия «Старый Оскол – Ржава».
– Эти люди совершили настоящий подвиг, за месяц построив 95-километровый участок. Таких темпов не знала ни одна железная дорога ни в одной точке мира, – отметил Михаил Глазков. – Когда 15 июня была поставлена такая задача, без проектирования, без изысканий, под постоянным огнем вражеской артиллерии и авианалетов, это казалось нереальным. Было сформировано три железнодорожных подразделения численностью 2,5 тысячи железнодорожников и военных. 25 тысяч человек мирного населения принимали участие в стройке: в основном старики, женщины, подростки, ведь мужчины были на фронте. Когда стало понятно, что наступление фашистской армии будет раньше, сроки были сдвинуты. Работали без выходных, с небольшим отдыхом на сон, и за 32 дня построили 95 километров путей, которые позволили своевременно подвезти военные формирования, эшелоны и отразить натиск врага. Не зря Курскую битву считают переломным моментом во Второй мировой войне. Отсюда, с курской земли, началось победоносное наступление Красной Армии. До Победы было еще далеко, но уже стало ясно, что она будет за нами. Это трагическая и в то же время героическая страница в истории нашей страны.
Героическим маршрутом
Протяжный гудок паровоза, от которого невольно вздрагиваешь, и «Поезд Победы» отправляется в путь. На всех станциях его встречали местные жители. Для многих это важное событие.
– Мы второй раз едем «Поездом Победы». Я родилась после войны, о ее ужасах знаю по рассказам родителей и считаю, что эту правду мы должны донести до последующих поколений. Мы встречаемся со студентами, рассказываем им о том, что сами узнали от ветеранов, – поделилась впечатлениями участница акции Екатерина Полникова.
Первая остановка в поселке Золотухино. Во время Курской битвы именно на золотухинской земле, в штабе Центрального фронта, принимались победоносные для Красной Армии решения. Участники акции почтили память погибших в годы войны и возложили цветы к памятнику «Воинам-односельчанам».
В Понырях традиционно собралось много народа. П-36 здесь встречали с цветами и корзинами яблок, которыми угощали пассажиров.
Для гостей провели экскурсию по залу воинской славы железнодорожного вокзала. Два года назад станцию отремонтировали. В планах создать на территории вокзала историко-мемориальный музейный комплекс, отразив события на Северном фасе Огненной дуги. Сделать это планируется к 80-летию Победы в Курской битве. Начальник станции Поныри Лидия Назаренко представила главе региона эскизы решений по его созданию.
– Мы реконструируем и реставрируем объекты железнодорожного транспорта, чтобы любой пассажир, который едет по железной дороге, прибывая на ту или иную станцию, чувствовал гордость за наш народ. И чтобы память, которую мы храним и передаем следующим поколениям, только приумножалась, – отметил Михаил Глазков.
На площади в Понырях состоялся торжественный митинг.
– Именно на этой земле в июле 1943 года потом и кровью наших предков писалась история, здесь решалась судьба человечества. Благодаря нашим дедам и прадедам, победившим врага, мы живем, трудимся, растим детей под мирным небом. Во многом благодаря труду железнодорожников ковалась победа в те далекие годы, – сказал губернатор Роман Старовойт.
Гости познакомились с выставкой находок поисковиков на местах боев, представленной поисковым отрядом «Честь и Долг» Поныровской средней школы. По традиции работала военно-полевая кухня – угощали солдатской кашей.
Потом для всех желающих были организованы экскурсии в Поныровский историко-мемориальный музей Курской битвы и по памятным местам боев на Северном фасе Курской дуги. Участники акции побывали на Тепловских высотах, услышали рассказы о 18- и 19-летих мальчишках, бывших детдомовцах – героических участниках Курской битвы, отдавших свои юные жизни ради победы над захватчиками. У многих слезы наворачивались на глаза.
В Щиграх и Кшени открыли мемориальные доски
30 июля состав проследовал по маршруту Курск – Кшень. В пути он сделал остановки на станциях Щигры, Черемисиново и Мармыжи.
– Маршрут поезда Курск – Щигры – Мармыжи – Кшень был выбран неслучайно. Именно с этого направления начиналось проведение ставших впоследствии традиционными встреч ветеранов бронепоездов и «Поездов Памяти». Восточное направление сыграло ключевую роль в военной истории региона. Боевые действия здесь с небольшими перерывами продолжались на протяжении первых трех лет Великой Отечественной войны. О чем, как правило, мало знают куряне, – отметила депутат Государственной Думы РФ Ольга Германова, которая стала участницей обоих памятных рейсов.
В Щиграх, где летом 1943-го шли ожесточенные бои, участники акции вместе с жителями города возложили цветы к братской могиле советских воинов возле железнодорожной станции.
Сегодня в Курской области проживают 274 участника Великой Отечественной войны. Одна из них – Ефросинья Федоровна Дрик. Она встречала «Поезд Победы» в Щиграх. Когда началась война, ей шел 18-й год. Совсем юной девушкой она трудилась на железной дороге, обеспечивала вывоз в тыл неисправной техники, раненых и трофейного имущества. Войну прошла от Хабаровска до Берлина. Сегодня Ефросинья Федоровна заклинает об одном: «Берегите мир».
В городе Щигры в рамках акции состоялось торжественное открытие мемориальной доски в память о бойцах 283-й стрелковой дивизии. Она была сформирована в Щиграх летом 1941 года и состояла из 12 тысяч человек. Солдаты прошли всю войну и дошли до Берлина.
Инициатором увековечения памяти стала краевед, почетный гражданин Щигров Муза Зайцева.
– Наша дивизия прошла огромный путь. После войны многие бойцы приезжали в Щигры. В 70-х годах на Кургане славы побывал командир дивизии, он на гребне заложил капсулу с посланием потомкам, которую откроют через 100 лет, – рассказала Муза Петровна.
В Черемисиново участники акции возложили цветы к братской могиле советских воинов и к памятнику дважды Герою Советского Союза Александру Родимцеву.
Следующая остановка – в Мармыжах. Узловая станция была стратегически важной для фронта и потому стала мишенью для вражеской авиации, налеты продолжались без конца. В кровавом 43-м она была полностью разрушена. В период подготовки к Курской битве здесь погибли 30 железнодорожников.
На станции Кшень торжественно открыли почетную доску Дмитрию Егоровичу Москалёву – Герою Советского Союза, почетному гражданину поселка Кшенский.
Патриотическая акция завершилась, но, как заверили железнодорожники, традиция будет продолжена, ведь никто не забыт и ничто не забыто!
На правах рекламы
Анна АЛЕКСАНДРОВА
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 31 (1398) от 3 августа 2021 года
Владимир Путин наградил орденом многодетных супругов из Железногорска