городская афишаафиша доска объявленийобъявления размещение рекламыреклама 16+

о газете колонка редактора наш коллектив контакты сми

Еженедельная общественно-информационная газета. Самый большой сертифицированный тираж в Курской области (16 500 экземпляров)

18 августа 2011, 10:06 БЛАГИЕ НАМЕРЕНИЯ

ФАС взялась за автозаправки. Новый закон должен навести порядок на топливном рынке

Владельцев АЗС обяжут информировать потребителей о качестве топлива. Соответствующий законопроект намерена внести в правительство Федеральная антимонопольная служба. «Те заправки, которые продают низкокачественное топливо, могут быть наказаны не только органами внутренних дел, но и понести ответственность по фактам недобросовестной конкуренции», – рассказал в интервью «Российской газете» замглавы ФАС Анатолий Голомолзин.

– ФАС России в течение пары недель планирует внести в правительство законопроект, запрещающий нефтяным компаниям, чьи сети АЗС занимают более пятидесяти процентов региональных рынков, строить новые заправки. Что это даст?

– В регионах, где доминирует одна нефтяная компания, цены на топливо на 2 – 5 процентов выше по сравнению с соседними регионами, где конкурирует значительное количество АЗС на розничном рынке. Поэтому применение норм нового законопроекта позволит не допускать возникновение или усиление доминирующего положения отдельных групп и игроков, а значит, защищать конкуренцию и в конечном счете потребителя.

– Как жили до этого без такой нормы?

– В отдельных случаях мы выносили подобного рода решения. Как правило, они оспариваются в судах, и на принятие окончательного решения уходят годы – до трех лет. В общем случае основой для принятия решения является анализ рынка на предмет наличия доминирующего положения. Результаты анализа не всегда могут интерпретироваться однозначно. Поэтому затягиваются судебные разбирательства. На тех рынках, где не развиты условия конкуренции и регулярно возникают проблемы с ценами, нехваткой топлива, дискриминацией участников, требуется большая правовая определенность. Поэтому требования к структуре рынка должны задаваться жестче. В данном случае четко прописываются пороги, превышение которых приводит к ограничению конкуренции. Тем самым нормы закона начинают работать на предупреждение нарушения закона.

– Значит ли это, что теперь на рынке будет больше игроков?

– Безусловно. Во-первых, после того как закон начнет активно применяться в тех регионах, где сейчас доминирует одна компания, войдут другие нефтяные компании. Во-вторых, появится дополнительный потенциал для развития независимых АЗС. Если раньше вы видели заправки одного цвета, то в будущем у вас в глазах будет рябить от этих заправок. И самый приятный нюанс – от возникшей конкуренции цены на топливо снизятся.

– Хорошо, чтобы еще качество бензина при этом улучшилось.

– Качество, безусловно, важный вопрос. Ряд мер экономического характера уже принимается правительством.

В частности, речь идет о том, чтобы устанавливать низкие акцизы на высококачественное топливо и более высокие акцизы на низкокачественное топливо. Тем самым государство стимулирует производителя выпускать высококачественный продукт.

Кроме того, сейчас обсуждается вопрос о том, чтобы на заправках специальным образом маркировали топливо и при этом в чеках был отмечено, какого класса проданы вам бензин или дизельное топливо. У вас, как у потребителя, будет возможность, в случае если вам продали бодяжное топливо, обратиться с жалобой в соответствующие надзорные органы. А те заправки, которые продают низкокачественное топливо, могут быть наказаны не только органами внутренних дел, но понести ответственность по фактам недобросовестной конкуренции, например, за введение в заблуждение в отношении потребительских свойств и качества топлива. Должны заработать соответствующие санкции, соразмерные нарушению, вплоть до оборотных штрафов.

– Законопроект об обороте нефтепродуктов также требует от крупных нефтяных компаний обособить в отдельные юрлица свои серии АЗС. В этом случае сети АЗС таких компаний должны будут покупать топливо на тех же условиях, как и независимые АЗС. Как будет контролировать ФАС эти условия?

– До недавнего времени существовала практика, когда нефтяные компании своим АЗС продавали топливо на тысячу, на три, а в условиях кризиса и до 5 тысяч рублей за тонну дешевле, чем независимым АЗС. То есть создавали неравные условия на рынке. В такой ситуации независимые АЗС вынуждены покупать топливо очень дорого, выставлять на своих заправках дорогие ценники. А АЗС нефтяных компаний подтягивались к этим ценам, но несли при этом расходы намного меньше, чем независимые.

Весь этот процесс влияет на потребителей, поскольку направлен на взгонку цены. Это влияет и на конкуренцию, поскольку создает неравные условия для конкуренции. После того как будет принято решение о том, чтобы независимые АЗС и АЗС, входящие в структуру вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), покупали топливо на равных условиях, выиграют все добросовестные поставщики, выиграет конкуренция. И главное – потребители!

В рамках данного законопроекта предполагается, что все компании будут регистрировать информацию по совершенным сделкам на бирже. Далее эта информация в обезличенном виде, обработанная по установленным правилам, будет публиковаться. Данная информация будет давать представление о фактической ситуации на рынке, реальных ценах продаж со всех НПЗ.

Публикация на биржевых площадках цен по внебиржевым сделкам наряду с публикацией цен по биржевым сделкам позволяет сделать рынок прозрачным. Сейчас требования о публикации являются обязательными для ряда крупных нефтяных компаний. Например, за июнь – июль «Газпромнефть» зарегистрировала на биржах около 1100 своих крупных сделок.

Все компании должны соблюдать подобного рода требования и ограничения. Мы хотим, чтобы эта процедура была обязательной для всех игроков рынка нефтепродуктов. Тем самым мы будем иметь первичную базу для оценки реальной стоимости топлива, проданного с НПЗ. Это существенно повышает прозрачность, улучшает ситуацию на рынке.

Если для широкого круга участников эта информация становится доступной в сводном виде, в виде соответствующих индексов, то ФАС с соблюдением требований конфиденциальности оперативно может проверить и конкретные сделки либо их совокупность за определенный период. Сейчас же мы это делаем в рамках специальных запросов информации, при необходимости проводим проверки деятельности игроков нефтяного рынка. А рассмотрение такой информации в рамках дел о нарушениях антимонопольного законодательства требует многомесячной кропотливой работы.

– Может быть, выгоднее по зернышку клевать, быть мелкой компанией, чтобы к тебе было меньше внимания со стороны ФАС и меньше претензий?

– Конечно, это убирает претензии со стороны ФАС. Но обычно компании заинтересованы в увеличении своих размеров, поскольку получают дополнительные возможности экономить на масштабе производства. Рынок нефти и нефтепродуктов является транснациональным и конкурируют на нем крупные мировые компании. Если же, обладая рыночной властью или, другими словами, занимая доминирующее положение на рынке, компании этим положением злоупотребляют, то к ним применяются соответствующие санкции.

По итогам первой и второй волны нефтяные компании были оштрафованы на сумму около 15 миллиардов рублей, эти суммы практически полностью перечислены в доход федерального бюджета. Сейчас мы заканчиваем дела по третьей волне дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства. Кроме того, территориальными управлениями ФАС России возбуждены 72 дела в отношении нарушителей на региональных рынках. Ситуация находится под контролем.

– Сколько заработает ФАС для государства по результатам третьей волны?

– Антимонопольные органы принимают решение в рамках двухступенчатой процедуры. Вначале рассматривается дело о нарушении антимонопольного законодательства. В феврале этого года было возбуждено три дела в отношении крупнейших ВИНК. На прошлой неделе мы завершили дело в отношении одной из этих компаний – это «Газпромнефть». Компания признала факт установления монопольно высоких цен на рынках дизельного топлива и авиакеросина в четвертом квартале 2010-го и начале 2011 года. Также компания признала факты применения в своей практике дискриминационных условий. Компания совершила действия по устранению нарушений и их последствий, поэтому было прекращено рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Вопрос о санкциях решается в рамках второй процедуры – рассмотрения дела об административном правонарушении. Сейчас вопрос возбуждения этого дела находится в стадии рассмотрения. В рамках данного дела будут учтены все обстоятельства правонарушения, как отягчающие, так и смягчающие. В данном случае к отягчающим относится повторность правонарушения. К смягчающим относится тот факт, что компания первой признала факт нарушения антимонопольного законодательства, а также совершила совокупность действий, которые привели к улучшению ситуации на топливном рынке.

– Какие еще документы готовит ФАС России в этой области?

– Работаем над законопроектом о рыночном ценообразовании, он также в завершающей стадии подготовки. В ближайшее время внесем на рассмотрение ведомств уточненную редакцию предложений ФАС в части поправок в Налоговый кодекс.

В этих поправках предлагается отказаться от разовых существенных повышений акцизов в 2012-2013 годах. В 2011 году акцизы выросли примерно на 2 тысячи рублей за тонну, это существенным образом повлияло на стоимость литра бензина и литра дизельного топлива. За счет роста акцизов дополнительно к темпам инфляции удорожание составляет, по нашим оценкам, от 6 до 8 процентов.

Мы также предлагаем акцизы менять раз в месяц в зависимости от цен внешнего рынка. Так это происходит сегодня с пошлиной на нефтепродукты, когда размер пошлины меняется раз в месяц в зависимости от конъюнктуры цен внешнего рынка. Аналогичная практика имеет место в отношении основного налога в нефтяном секторе – на добычу полезных ископаемых НДПИ. Он также изменяется один раз в месяц с привязкой цен внешнего рынка.

И если при росте цен на внешнем рынке растут экспортные пошлины и растет НДПИ, то акциз на топливо на внутреннем рынке, наоборот, должен снижаться. Тем самым мы предлагаем снижать расходы, которые несут как нефтяные компании, так и потребители. Цены не должны колебаться существенно и, соответственно, не должны существенно расти при росте цен на внешнем рынке.

Плюс в рамках антимонопольного пакета, который внесен в Государственную думу и в начале сентября будет рассматриваться в первом чтении, – поправки в закон о защите конкуренции. Там есть одна из норм, которая детализирует рыночные требования к биржевой торговле, определяет, при каких условиях биржевые цены могут быть рыночными.

* * *

Автотопливо должно стоить в России не более 17 рублей за литр

За прошедшую неделю инфляция в России снова была нулевой, сообщает Росстат. Такой показатель ведомство фиксирует уже шестой раз за год. И общий показатель инфляции не изменился – он по-прежнему находится на уровне 5 процентов.

Всю картину портит бензин. По данным Росстата, цены на него с каждой неделей неуклонно увеличиваются. С начала года по всей стране они уже поднялись на 12,5 процента. Однако до конца августа цены уже вряд ли существенно увеличатся, прогнозирует президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль. «Последний месяц лета – традиционная пора отпусков. Поэтому спрос на топливо всегда несколько снижается, и цены замедляют рост. Но осенью стоимость бензина снова может возрасти», – отмечает эксперт.

Пока же со 2 по 8 августа цены на автотопливо прибавили 0,8 процента, а дизель – 0,7 процента. В конце прошлой недели литр бензина стоил в среднем 25,88 рубля против 25,67 рубля 1 августа. Он подорожал в 65 регионов страны. Больше всего в Казани – на 3,6 процента и в Ульяновске – на 3,4 процента. Автотопливо подешевело только в двух регионах, да и то незначительно – на 0,4 процента в Брянске и 0,3 процента в Горно-Алтайске.

Основным фактором повышения стоимости бензина Геннадий Шмаль называет высокие налоги на нефтедобычу. «У нас они довольно большие и составляют приблизительно 60 процентов цены на топливо (в США – не больше 20). Да и акцизы мы недавно повысили», – напоминает Шмаль. Другое дело – можно ли считать такую цену справедливой. Участники прошедших в России больше недели назад акций протеста против повышения цен на топливо считают, что нельзя. Цена, по их мнению, должна быть снижена на 30 процентов. Согласен с этим и эксперт. «Справедливая цена, как мне кажется, должна быть в районе 17 рублей за литр. Просто нужна грамотная политика государства по контролированию роста стоимости», – говорит Шмаль.

Елена Шмелева, Роман Маркелов, «РГ»

Вверх Отзывы читателей (0)    Написать отзыв

Архив рубрики  /  Другие статьи этого номера 33 (879) от 16 августа 2011 года

кошелек

Фонд зарплаты бюджетников увеличат

по заслугам

Награды созидателям из «ГРИННа»

ситуация

Шум на новой ТЭЦ не дает курянам спать

безопасность

Инспекция «Друг для друга»: как охраняют наших детей

реконструкция

На «Трудовых резервах» сняли кресла

утонувшие тайны

11 лет без «Курска»: подробности следствия

стоп! снято!

Кинофестиваль «Сталкер» возвращается в Курск

праймериз

Новые лица в курской политике

последний звонок

В области продолжают закрывать школы

от-ды-хай!

Куряне открыли для себя Абхазию

памятная дата

В Курске появилось «дерево желаний»

доктрина 77

Новый жанр от Ивана Охлобыстина

экология

В Сейме погибло рыбы на полтора миллиона

беспредел

Под Железногорском подожгли отделение полиции

авария

Водитель джипа, протаранив «Ладу», убежал с места ДТП

происшествия

В авариях в Курске и под Суджей погибли три человека

фотофакт

«Наркоманский лес» на Волокно

происшествия

Убийца отрезал жертве половой орган

происшествия

В Сейме утонули двое приятелей

происшествия

Бывший зэк развращал малолетних мальчиков

происшествия

Заметал следы, убив сожительницу

медаль из китая

Курянка завоевала «бронзу» Универсиады

удар, еще удар

Наш боксер взял «серебро» на Спартакиаде в Анапе

неудачный выезд

Авангард: наиграли только на ничью

подготовка к сезону

«Динамо» узнало календарь и уехало в Литву

с компасом и картой

«Сориентировались» в Кирове и Тюмени

безопасность

В Курске обустроят шесть новых переходов

эх, дороги

В автотрассы области «закатают» три миллиарда

практика

Как «звучит» давление

вопрос–ответ

Новая маркировка шин

суперконкурс

17 тысяч рублей для читателей «ДДД»

Корпорация «ГРИНН» открыла новую эпоху в родном Курскенародный магазин  •  реклама

Корпорация «ГРИНН» открыла новую эпоху в родном Курске

Курское БТИ: полный спектр услуг в операциях с недвижимостьюесть решение!  •  реклама

Курское БТИ: полный спектр услуг в операциях с недвижимостью

Жительница Курской области получила 30 тысяч за любовь к «Семечкам Богучарским»знай наших!  •  реклама

Жительница Курской области получила 30 тысяч за любовь к «Семечкам Богучарским»

Таиланд: Под небом голубым есть город золотой…туризм  •  реклама

Таиланд: Под небом голубым есть город золотой…

конкурсное производство

Курская строительная компания признана банкротом

царица полей

Кукуруза с рук опасна для здоровья

почтовый ящик «ддд»

Чиновников – к турникетам!

занятость

Социальная адаптация безработных курян

денежка

Как рассчитывается прожиточный минимум

работа и стаж

Нужна ли трудовая книжка?

кошелек

Что такое «корректировка пенсий»

социалка

Кому положены услуги на дому

коммунальное

Плата за крышные котельные

оружие будущего

США испытают самый быстрый самолет

современное искусство

«Купающаяся блондинка» в центре Гамбурга

гость из космоса

Над островом в Океании взорвался метеорит

экстремал

Прошел по канату между воздушными шарами

песочная могила

Подросток заживо похоронил себя на пляже

их нравы

Немка присвоила 40000 евро туалетной мелочи

полезно знать

Меню для разных профессий: спасателям – орехи, учителям – творог, спортсменам – мясо

доказано наукой

Лучший способ похудения: маленькая тарелка

техника безопасности

В жару лучше пить обычную воду, а не сладкие напитки

вкусно и полезно

Употребление мидий улучшает работу печени и иммунной системы

жалящая тема

Как бороться с осами

вкусности

Что приготовить из кабачков?

техника безопасности

Как отличить «здоровый» арбуз от нитратного

хозяйке на заметку

Самые грязные предметы в доме

Екатерина Захарова мечтает танцевать в «Тодесе»лицо номера  •  реклама

Екатерина Захарова мечтает танцевать в «Тодесе»

Напишите своё мнение о событии

Имя: *
E-mail:
Город:
Смай­лики: smile super yes no beer wink tongue laugh finish boy love girl confuse joy good fright sleep wall amaze angry box shok star kill stop suicide
Текст *
сооб­щения:
Анти­спам: Введите 6 цифр на картинке  → 
Поля, отмеченные (*), обязательны для заполнения.
Реклама на сайте
Лента новостей
16+возрастная
категория

Читайте в печатном номере: курская ТВ-программа на 32 канала, интервью со звёздами, результаты лотерей, частные и коммерческие объявления, биржа труда, полезные советы, конкурсы для наших читателей и сканворды

Посетителей сегодня 2 901
Посетителей вчера 34 774
Всего c 10 марта 2003 120 734 157

Сетевое СМИ «Друг для друга Курск Онлайн»
Зарегистрировано Роскомнадзором, регистрационный номер ЭЛ № ФС77-74531 от 29 декабря 2018 года

При перепечатке ссылка на https://dddkursk.ru обязательна. Политика обработки персональных данных

© ООО «Друг для друга — Медиа», Курск 2003–2024