В Москве и Санкт-Петербурге вводятся повышенные штрафы за неправильную парковку
Московские и питерские водители, а также гости стольных городов, приехавшие туда на собственном авто, смогут ощутить преимущества столичной жизни сразу же, как только нарушат Правила дорожного движения. Штраф им придется платить по особой, столичной мерке.
Госдума приняла во втором чтении поправки в отдельные законодательные акты, которыми ужесточается ответственность для всех нарушителей ПДД, по каким бы дорогам они ни ездили, да к тому же еще и вводится «столичный коэффициент» – в Москве и Санкт-Петербурге за нарушение правил придется платить примерно в два раза больше, чем в других регионах. Повышенные санкции, к примеру, предусмотрены за то, что водитель не уступил дорогу маршрутному транспорту, у которого преимущественное право, или транспорту со спецсигналами. Или нарушил правила остановки и стоянки транспортных средств. Остановка на трамвайных путях, а также во втором ряду будет наказываться в регионах штрафом в размере 1500 рублей, а в городе федерального значения – 2500 рублей. Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика, нарушение правил проезда перекрестков, несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками и разметкой, в Москве и Петербурге повлечет за собой штраф в размере 3000 рублей, в других городах – 1500. По действующему законодательству, за нарушение правил движения во дворах водитель должен был заплатить 500 рублей. По новому закону, эта сумма увеличивается в регионах до 1500, а в столицах – до 3000 рублей. Движение по полосе для автобусов или остановка на такой полосе наказывается штрафом в размере полутора тысяч, но будет удваиваться на территории столиц. Повышаются также штрафы за остановку (стоянку) машин на пешеходном переходе и ближе пяти метров перед ним – до тысячи рублей. Столько же где-нибудь в Курске или Туле будет стоить нарушителям парковка на тротуаре. Но в Москве и Санкт-Петербурге водитель, поставивший свой автомобиль там, где назначено ходить пешеходам, будет оштрафован на три тысячи рублей.
«Почему такое неравенство?!» – возмутились думские либерал-демократы, усмотревшие в такой «статусной» системе штрафов дискриминацию столичных водителей. Однако председатель Комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин уверен – никакой дискриминации по территориальному признаку, как утверждают правозащитники, здесь нет. Поскольку «дифференциация ответственности связана не с местом жительства нарушителя, а с местом совершения правонарушения». «То есть приезжие из других городов, нарушившие ПДД в Москве или Санкт-Петербурге, будут платить такой же повышенный штраф», – уточнил Плигин.
«Огромное количество и автомобилистов, и правозащитников считает, что это вообще не конституционно, – продолжал настаивать депутат фракции ЛДПР Сергей Иванов. – У нас единое правовое пространство, это не Соединенные Штаты, где в одном штате можно лошадь привязывать возле бара, или там пулять из пистолета после 12 часов. А в другом – нельзя».
«Что же вы делаете? – обращался либерал-демократ к «единороссам». – Вы устанавливаете три тысячи рублей, и все. И неважно, кто ты такой, почему ты поставил машину во второй ряд – то ли потому, что тебе наплевать на участников дорожного движения. То ли потому, что приспичило, и ты сбегал там быстренько куда-то» «В таких случаях надо употреблять таблетки, – посоветовал Владимир Плигин. Однако пример про лошадь в Штатах не показался главе комитета совсем уж неуместным. Он предположил, что, возможно, когда-нибудь и мы выйдем на то, чтобы регионы могли в зависимости от особенностей своих территорий детализировать состав административных правонарушений и соответственно наказания за них. Хотя, как заметил Плигин, и сейчас Административным кодексом «предусматривается назначение отдельных видов наказаний на отдельных территориях, и у субъектов РФ есть право устанавливать самостоятельно, собственными законами, административную ответственность».
«Дифференцированная ответственность за нарушение правил парковки, остановки и так далее существует во многих городах мира, – напомнил Владимир Плигин. – При этом дифференциация производится не только по городам, но даже внутри одного города. Это связано с тем, что в зависимости от места, где совершается правонарушение, его вредность может быть различной». В Москве и Санкт-Петербурге нарушения правил дорожного движения «в связи с насыщенностью транспортными средствами более общественно вредны по сравнению с другими городами». Поэтому, по словам Плигина, комитет и откликнулся на инициативу Москвы и Санкт-Петербурга, предложивших на своих территориях повышенный штраф.
И уже не только столиц, но и других российских регионов, касаются нормы законопроекта, отменяющие «бесплатные эвакуаторы» и оплату первых суток хранения машины на штрафстоянке за казенный счет.
Наконец, думцы взялись и за таксистов. Особенно тех, кто под них маскируется. В тексте второго чтения в документе появилась целая статья, которая наводит порядок в частном извозе. «Бомбилам», рисующим на своих авто шашечки, устанавливающим на крыше машины опознавательный фонарь легкового такси, придется заплатить штраф в 5 тысяч рублей и навсегда расстаться с этим фонарем. Во столько же автоизвозчикам обойдется перевозка пассажиров и багажа, если обнаружится, что разрешения на это они при себе не имеют и использовать свой транспорт как легковое такси не могут. Желающим заняться частным извозом разрешения на работу могут быть выданы минимум на пять лет. Но с 2014 года устанавливаются квоты на эту деятельность, которые будут учитывать потребности городов.
Легальные таксисты обязаны выдавать своим пассажирам чеки. Или платить штраф в тысячу рублей за «забывчивость». Должностные лица в таких случаях наказываются штрафом в десять тысяч рублей, а юридические – в 30 тысяч. Такие же штрафы грозят и водителям такси, и руководителям таксопарков за отсутствие в салоне легкового такси информации, предусмотренной Правилами перевозок.
Большинство норм нового закона должны вступить в силу с 1 июля 2012 года, а нормы, касающиеся эвакуации автомобиля, – уже с 1 сентября 2011 года.
Владимир Баршев, «РГ»