Какие комплексы формирует школа
В школе ребенок приобретает не только необходимые знания и навыки. «В нагрузку» к этому полезному багажу многие дети получают еще и психологические комплексы, которые порой остаются с ними на всю жизнь.
Двоечники и отличники
В школе главным мерилом человеческих достоинств являются оценки. Если ты отличник — то хороший, если получаешь низкие отметки — плохой. Двоечники и отличники — заложники школьных оценок, которые всю жизнь будут зависеть от чужого мнения. Причем отличник порой расплачивается за свои школьные успехи более высокой ценой, чем двоечник. Двоечник понимает, что ему бесполезно стараться, все равно выше этого уровня не подняться, и продолжает жить по инерции без особого напряжения. Отличник же привык всегда быть на высоте, его лишили права хоть в чем-то быть хуже других. Но когда такой отличник вырастет, он непременно столкнется с ситуацией, где не он, а другой окажется лучшим. Для отличника это будет тяжелым стрессом.
Конечно, не стоит пускать учебу ребенка на самотек и закрывать глаза на его успехи или неудачи. Суть в том, чтобы отметки не стали главным критерием хорошего или плохого отношения к своему ребенку. Не перехваливайте отличника, чтобы не выработать у него завышенную самооценку, всегда оценивайте только конкретный результат: «Ты хорошо написал этот диктант» вместо «Да у тебя же абсолютная грамотность!». Если первоклассник получает плохие оценки, задача взрослых — убедить ребенка, что плохая оценка никак не влияет на их отношение к нему. До девятилетнего возраста ребенок не видит разницы между «я сделал что-то плохое» и «я плохой». Родители могут исправить положение, взяв ответственность на себя, разделив ее с ребенком: «Мы с тобой плохо подготовились к диктанту и поэтому получили низкую отметку. Ничего страшного, в следующий раз подготовимся лучше».
Неудачники
Это проблема в основном касается детей, трудно привыкающих к новому коллективу, как правило, тех, кто не ходил в детский сад и не мог свободно общаться с детьми во дворе. Им тяжело вписаться в рамки новой для них школьной жизни — они робко отвечают на уроках, боятся высказывать свои мысли, предпочитают отмалчиваться. Он чувствует себя не таким, как все, от этого еще больше стесняется, а если не находит контакта с учителями, то и вовсе рискует оказаться на последних ролях. Ребенок замыкается в себе, хотя на самом деле мечтает подружиться с ребятами и играть вместе с ними. Но у него возникает ощущение, что с ним никто не хочет дружить, Поэтому в его сознании появляются установки: «Я хуже всех», «Я ничего не умею», «У меня ничего никогда не получится». Словом, начинает формироваться комплекс неудачника.
Таких детей стоит чаще хвалить, подбадривать. Можно организовать день рождения, именины, какой-либо домашний праздник, где центральной персоной будет стеснительный ребенок. Таким образом, у него появится «официальная» причина быть в центре всеобщего внимания. И эта причина, и своя обстановка (дом) помогут быстрее адаптироваться к новым друзьям. Но ни в коем случае не заставляйте ребенка играть с детьми, если он в данный момент не готов к этому. Это приведет к еще большей неуверенности в себе. Не вешайте на ребенка ярлык, называя его «стеснительным», и не подсмеивайтесь над его неуверенностью. Такое внушение и высмеивание может быть принято как приговор, с которым уже ничего не поделаешь.
Пассивные наблюдатели
Большинство родителей хотят, чтобы их ребенок пошел в школу подготовленным и много знающим. С ним занимаются, развивают его. Первоклассник приходит в класс и ожидает, что ему будет еще интереснее, что каждый день будет приносить еще больше открытий, а получается все наоборот. Зачастую учитель рассказывает о том, что ему уже известно. В результате интерес к учебе пропадает, ученик становится пассивным наблюдателем. Комплекс пассивного наблюдателя опасен тем, что ребенок привыкает к такой жизненной позиции. Он и в институте будет так же пассивно присутствовать на лекциях. А потом — на рабочем месте. Его главной задачей становится отбыть учебную или трудовую «повинность». К слову, превратиться в пассивного наблюдателя рискуют не только хорошо подготовленные и способные детей. Этот «шанс» есть у каждого, потому что сама школьная программа рассчитана не столько на творческий процесс познания, сколько на пассивное запоминание.
Увы, единственный способ справиться с этим комплексом и не допустить его формирования — это найти такого учителя, который умеет интересно преподносить материал и знает, как расшевелить учеников.
Белые вороны
Этот комплекс появляется у школьников в 12—16 лет, когда они становятся зависимы от мнения коллектива. Подростки считают, что они обязательно должны быть «как все» — если у большинства в классе есть дорогие мобильные телефоны, то ребенок, не имеющий его, рискует стать белой вороной. Вопрос «почему я не такой, как все?» станет для него источником формирования комплекса неполноценности. В результате он будет бояться появляться в школе в «не такой» одежде, с «не таким» мобильником. Стресс, который подросток получит в результате своего несоответствия принятым в его окружении нормам, может проявиться в разных формах — от замкнутости до агрессии.
Ненавязчиво посоветуйте ребенку записаться в какой-либо кружок или спортивную секцию. Там он, во-первых, сможет проявить какие-либо свои способности, не востребованные в школе, и таким образом самоутвердиться. А во-вторых, расширится его круг общения, он познакомится со сверстниками, с другими представлениями о жизненных ценностях — и зависимость от мнения одноклассников ослабнет.
Слабое звено: как помочь ребенку, ставшему жертвой школьной травли
Еще один подводный камень, с которым может столкнуться ребенок в любой момент, — это школьная травля. Некоторые дети легче попадают в группу риска по школьной травле. Это, во-первых, непохожие на других, странные дети, дети с физическими недостатками. Во-вторых, это ранимые, обидчивые дети. В-третьих, это новички и часто болеющие дети (они мало бывают вместе с другими и выступают в роли вечных новичков). Впрочем, объект для травли выбирается часто случайно. «На прочность» пробуют то одного, то другого. Если какой-то ребенок сильно среагирует (будет кричать, плакать, злиться) — мишень найдена.
Когда ребенок рассказывает родителям о том, как его травят в классе, то нередко слышит в ответ: «Слабак, не мог за себя постоять». Некоторые родители просто отмахиваются от услышанного, некоторые, наоборот, начинают ужасаться, паниковать. Такая реакция только ослабляет ребенка, вызывает у него чувство безнадежности. Вместо этого нужно уметь сочувствовать и сопереживать: «Я понимаю, как тебе было обидно», «Да, это ужасно злит». Это поможет ребенку почувствовать себя более уверенно и понять, что в происходящем нет его вины. Психологи советуют родителям не вмешиваться, по крайней мере открыто, в конфликт детей. Стремление разобраться с обидчиками лично либо с помощью учительницы приведет, скорее всего, к изоляции ребенка в кругу сверстников — на него будет повешен ярлык «ябеда», «трус». Кроме того, ребенок сделает вывод, что он не в состоянии справиться с трудностями сам. Это лишит его уверенности в собственных силах. И помешает уважать собственных родителей — он обратился к ним за помощью, а их вмешательство только ухудшило ситуацию.
Формула «нельзя драться» в данной ситуации тоже бесполезна. Ребенок должен знать, что если он будет драться, то одноклассник подумает, прежде чем обзываться. Так что совет «дай сдачи» (и обучение тому, как это сделать) иногда весьма уместен. Но все же лучше научить ребенка реагировать на травлю по-другому — молчать в ответ на дразнилки, показывать спокойное безразличие, то есть не выдавать той реакции, которую от него ожидают. Помогают рассказы о своем (успешном) опыте в похожих ситуациях. Полезно рассказать о том, как другим детям удавалось не стать объектом травли, не обижаться и не злиться так сильно.
Подготовила Анна Зимина
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 39 (833) от 28 сентября 2010 года
Где в Курске купить линолеум, ламинат, ковролин и паркет? Конечно в ТД «Олимпия»!
Пробизнесбанк в Курске: слушаем, понимаем, верим и кредитуем