Какие памятники нужно поставить в Курске
К сожалению, в Курске до сих пор нет ни одной скульптуры, не имеющей отношения ни к историческим событиям, ни к известным людям. Скажем, в Белгороде «живет» бронзовая девочка, пускающая мыльные пузыри. В Омске – сантехник, выглядывающий из канализационного люка. В Канаде вовсе есть монумент колбасе, голландцы увековечили тюльпан, а украинцы – футбольный мяч. Такую роскошь Курск, видимо, позволит себе не скоро.
Между тем курские художники тешат себя надеждой, что ситуация когда-нибудь изменится. Тем более что идей, как украсить наш город, у них предостаточно. Например, скульптура нищего или девушка под зонтиком.
У курского галериста и художника Олега Радина и вовсе есть небольшая коллекция памятников-миниатюр. Только большинство из них, скорее всего, вряд ли когда-нибудь появятся на улицах, поскольку указывают на недостатки и пороки. Только, как показывает практика, смеяться над собой власть имущие не любят.
Хотя один странный памятник Олег Радин уже установил у входа в галерею «АЯ». К белой тумбе прикрепил позолоченый вентиль и снабдил сооружение надписью: «Золотой ключик ЖКХ. Погладь его три раза, легче будет платить». Миниатюрный белый фарфоровый унитаз продолжает эту тематику. Как поясняет Олег Михайлович, такой монумент можно смело ставить не только возле здания комитета жилищно-коммунального хозяйства, но и возле каждого ТСЖ и ЖЭУ. «А где-то и со сливным бачком, – смеется Олег Михайлович. – Мини-унитаз купил несколько лет назад. Они тогда продавались практически в каждом магазине в качестве пепельниц. А когда началась коммунальная неразбериха, понял, что «белый друг» – лучший памятник разваливающемуся хозяйству».
Памятники «всегда стоящему смирно» и «сытому человеку» Радин сделал собственноручно почти 20 лет назад. Надо сказать, очень характерные типажи, до сих пор не утратившие своей актуальности. Всего было больше десяти миниатюр, отражающих пороки общества. «Думаю, все мы встречались с людьми, которые всегда стоят смирно, – поясняет художник. – А уж про сытого человека и говорить нечего. Такие люди опасны своей успокоенностью, пресыщенностью – им ничего не нужно».
В свое время даже была организована выставка этих карапузов. Художник поместил каждого «малыша» в стеклянную 3-литровую банку. Причем поставил тару крышками вниз. Как заметил Радин, они хорошо иллюстрировали поэму Маяковского «Во весь голос», которая начинается так: «Уважаемые товарищи потомки! Роясь в сегодняшнем окаменевшем дерьме, наших дней изучая потемки, вы, возможно, спросите и обо мне. И, возможно, скажет ваш ученый, кроя эрудицией вопросов рой, что жил-де такой певец кипяченой и ярый враг воды сырой...»
Оказывается, идеи для сатирических миниатюр можно найти в дорогих сувенирных магазинах. В одном из бутиков Радин увидел позолоченную хрюшку, усеянную стразами. «Чем не памятник «новой русской свинье»! – хохочет художник. – Вы посмотрите, сколько вокруг людей, искренне считающих себя элитой. Только по сути они так и остались хрюшками».
Верхом творчества Радин считает памятник рабочему, который кует новые оковы капитализма. «Если бы раньше люди жили хорошо, не было бы революции, – объясняет идею памятника Олег Михайлович. – Тогда люди говорили, что кроме цепей и оков им терять нечего. А сейчас мы сами куем новые оковы в виде каких-то материальных благ. Но теперь уже терять их не хочется».
«Вполне логично, если в каждой слободе Курска появится свой памятник, – продолжает размышлять собеседник. – В Казацкой слободе – казак. Нужно же как-то обозначить историческое значение этой части города. Наши предки, жившие в этой слободе, охраняли город, защищая его от нападений врагов. В Ямской слободе – памятник ямщику. В свое время Ямская слобода имела особую службу перед государством – службу по почте и транспорту. Ямщики обязаны были содержать почтовых лошадей и были за то свободны от других повинностей. В Стрелецкой слободе не мешало бы установить скульптуру стрельца».
В принципе, можно сэкономить, разместив один памятник на две слободы. Исстари развлечением слободской молодежи были кулачные бои, которые происходили между жителями Стрелецкой и Ямской слобод. Бои затевались на лугу, густо покрытому кустарником и расположенном в двух километрах от обеих слобод. Сходилась, засучив свои рукава, в яростной драке. Почему бы не запечатлеть сцены кулачных боев в бронзе?
Михаил ХРОМОВ, фото автора