Как ездить в зной
Погода в очередной раз показала, кто в доме хозяин. Но метеорологи «успокаивают»: будет еще жарче. К этому нужно быть готовым.
В чем опасность?
Любое сложное устройство, включая человеческий организм, нормально работает только в тех условиях, на которые оно рассчитано. И как только один из параметров, например, температура, выходит за допустимые пределы, начинаются сбои в работе.
Поддерживать рабочую температуру 36,6°С для человека так же важно, как и 85–95°С – для двигателя внутреннего сгорания, но сложнее. Если же человек перегревается, возникает опасность теплового удара. Его признаки: звон в ушах, потемнение в глазах, головная боль, сонливость и нежелание двигаться, повышенная потливость и сердцебиение. Если не принять срочные меры, возможна кратковременная потеря сознания и дальнейшее ухудшение состояния. Почувствовав первые симптомы, нужно остановиться (желательно там, где есть тень и ветер), выйти из машины и умыться (хорошо бы прохладной водой). Помогают холодный компресс и обтирание влажными салфетками. Попытка перетерпеть недомогание может привести к внезапной потере сознания за рулем, а это уже смертельно опасно!
В салон – чтобы остыть?
Следующее средство борьбы с жарой – кондиционер или климат-контроль. Прохладный воздух, часто еще и очищенный от вредных примесей при помощи салонного фильтра, помогает пережить жару, особенно в городских пробках. Правда, здесь есть одно «но» Как показывает опыт, в этом случае очень многие умудряются летом заболеть воспалением легких. Резкий переход от +35°С на улице к +19-20°С в салоне, особенно если поток холодного воздуха направлен прямо на вспотевшего человека, может вызвать, как минимум, простуду. Доктора рекомендуют при кратковременных поездках разницу температур на улице и в салоне не делать больше 5°С. И только в длительных поездках ее можно постепенно увеличивать. Чтобы снизить риск заболевания, направляйте поток холодного воздуха максимально в верхнюю часть салона, он не должен попадать прямо на водителя и пассажиров. Если кондиционера нет, придется открывать окна или люк. Лучше всего салон проветривается, когда открыто окно в водительской и задней правой дверях – тогда появляется сквозняк. Боитесь сквозняков – используйте штатную систему вентиляции и приоткрывайте окно водительской двери.
Можно зашториться!
Cуществуют способы уменьшить проникновение солнечных лучей в салон автомобиля. Самый известный из них – тонировка стекол. Выбирая пленку, не забывайте о требованиях ГОСТ по светопроницаемости. Визуально допустимая тонировка воспринимается как легкая дымка. Если же стекла совершенно темные, в дороге и во время прохождения техосмотра у вас могут возникнуть проблемы с ГАИ. Обратите внимание на характеристики пленки. Дешевые – эконом-класса – задерживают только видимый свет и не очень помогают защититься от жары. Более дорогие – стандарт- и премиум-класса – задерживают также инфракрасное излучение, способствуя снижению температуры в салоне. Еще один способ – шторки на стекла. В зависимости от погоды их можно установить в рабочее положение или убрать в футляр.
Солнце и зрение
Не следует недооценивать и влияние яркого солнечного света на глаза. Особенно опасна езда против солнца. Внимание рассеивается, видимость ухудшается, поэтому препятствия на дороге могут остаться незамеченными. Помогут хорошие солнцезащитные очки, желательно с самозатемняющимся и антибликовым покрытием. Чтобы избежать появления бликов от пластика на лобовом стекле, не рекомендуется летом до блеска натирать верхнюю часть торпедо полиролью. Постоянно поддерживайте стекла в чистоте.
Пить или не пить?
В жару система охлаждения организма начинает работать в экстремальном режиме. Поверхность тела усиленно испаряет воду, чтобы понизить температуру. Человека мучает жажда. Поэтому, если поездка затягивается, нужно иметь с собой запас питьевой воды, лучше минеральной, так как с потом из организма выводятся и соли. Хорошо утоляет жажду холодный чай или вода с соком лимона. Сладкие газированные напитки не помогают, скорее, наоборот, поэтому от них лучше отказаться. Не пейте сразу много! Это вызовет только обильное выделение пота, который будет стекать ручейками и хуже охлаждать тело. Лучше пить часто, но по чуть-чуть, поддерживая общий баланс воды в организме. У десантников и спецназовцев есть свой секрет. Чтобы утолить жажду, они набирают в рот воды и немного задерживают ее, смачивая поверхность всей полости рта. Попадая на слюнные железы, осообенно в районе смыкания челюстей, вода уменьшает чувство жажды (нет ощущения сухости во рту).
Дорога
Палящее солнце нагревает асфальт, и он становится мягким. Местами битум плавится, поднимается на поверхность и работает как смазка. Поэтому тормозной путь увеличивается, и возможен внезапный занос. В некоторых местах в асфальте появляется колея, продавленная колесами тяжелых грузовиков, а перед перекрестками, где машины чаще тормозят, или в местах дефектов основания могут образоваться поперечные волны. Иногда их высота бывает настолько значительной, что у легковушек подвеска пробивается до упора. Такой «танкодром» требует повышенного внимания водителя, так как машину бросает из стороны в сторону. В поворотах могут быть довольно резкие переставки. И если это происходит неожиданно, вполне вероятно возникновение аварийной ситуации. Рецепт «лекарства» стар как мир – снизить скорость и сосредоточиться на ситуации на дороге.
Александр Ландарь
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 25 (715) от 24 июня 2008 года
Укусы ос или пчел наиболее опасны в область грудной клетки, живота и шеи