Как приучить к самостоятельности
Как приучить ребёнка к самостоятельности? С какого возраста надо этим заниматься?
Первое «я сам» от своего ребёнка родители обычно слышат в три года. Этот возраст считается серединой пути психологического роста человека — от момента рождения до зрелого возраста. Первые ростки самостоятельности схожи с проявлениями упрямства и доставляют взрослым гораздо больше хлопот, нежели удобства. Детская моторика несовершенна, движения нескоординированны, и для выполнения даже самых простых манипуляций ребёнку требуется достаточно много времени. Поэтому одеть-раздеть, накормить-напоить и убрать игрушки взрослому сделать и проще и быстрее, нежели дожидаться, когда ребёнок это сделает сам. Подавляя инициативу ребёнка, родители совершают большую ошибку — ведь тем самым зарождающаяся самостоятельность «пресекается на корню».
Во многих семьях дети предоставлены сами себе — родители считают, что, достигнув определённого возраста, ребёнок всему научится сам. Это в корне неверно: малыш нуждается в «организующем начале» — помощи и поддержке взрослых. Ведь для того чтобы ребёнок научился делать что-то самостоятельно, он должен усвоить алгоритм выполнения каждого действия.
Чтобы не загубить инициативу и в то же время не очень усложнять собственную жизнь, ребёнку лучше предоставить территорию, где он будет полновластным хозяином, но и за поддержание порядка на которой будет нести персональную ответственность.
С ребёнком постарше (5–6 лет) необходимо как можно чаще обсуждать различные варианты поведения в той или иной ситуации и учить его анализировать обстоятельства, в которые он попадает. Нужно ставить ребёнка в ситуации, когда ему нужно принимать самостоятельное решение.
Существуют три уровня самостоятельности ребёнка.
1-й уровень — ребёнок уверенно действует в привычных условиях без подсказок взрослых — сам одевается, складывает одежду, убирает игрушки.
2-й уровень — ребёнок правильно поступает в новых, но похожих на предыдущие обстоятельствах — напоминает младшему брату, что после прогулки нужно вымыть руки.
3-й уровень — действия ребёнка приобретают ассоциативный характер. Дочь следит, чтобы по лужам не бегал не только её младший брат, но и все малыши на детской площадке, а сын готовит к Женскому дню подарок не только вам, но и бабушкам.
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 25 (715) от 24 июня 2008 года
Укусы ос или пчел наиболее опасны в область грудной клетки, живота и шеи