«Машины времени» на курских дорогах
«Жучок», «тузик», – каких только эпитетов не придумывали для этой машины. «Москвич» 401-й модели получил свое название в честь юбилея столицы. Более полувека назад иметь такой автомобиль считалось признаком принадлежности к советской элите. Сейчас этих машин в области практически не осталось – большая часть давно ушла на металлолом.
Автомобиль Штирлица
«МосквиЧу», стоящему в гараже курянина Владимира Тушанского, повезло больше других. Несколько лет назад он мог оказаться на свалке. Однако машина попала в руки любителя «ретро-автомобилей», который за 3 года не только привел «Москвич» в порядок, но и постарался сохранить раритет практически в первозданном виде. Поэтому у «тузика» 1954 года выпуска – все «внутренности» свои, родные, в том числе непривычный для сегодняшнего времени мотор, сделанный из чугуна! Предлагая нам взглянуть на двигатель, Владимир показал еще одну особенность этого авто: капот открывается с боков, как крылья бабочки.
Естественно, пригнать такую машину в автосервис не представляется возможным, да и запчастей на нее уже нигде нет. Но «копаться» с раритетом для Владимира только в удовольствие. Краску пришлось наносить заново – блестящий двухцветный автомобиль (синего и бежевого цветов) стал выглядеть элегантным красавцем. Тем не менее максимум, что можно «выжать» из этого «Москвича», – 50 километров в час. «Когда выезжаю на ней, люди, конечно же, оглядываются вслед», – улыбается Владимир. Еще бы, уж больно похожа на ту машину, на которой колесил легендарный Штирлиц.
«Тигровый» ГАЗ
В этом году на улицах Курска появился необычный джип: мощная машина с открытым верхом имела бы настоящий милитаристский вид, если бы не «хищный» тигровый окрас. «Хотелось чего-то необычного», – говорит владелец и «создатель» этого произведения искусства Александр Скакун. Идея превратить советский ГАЗ-69 в стильный фаэтон возникла давно. Над машиной они трудились вместе с сыном около полугода. Рядом с этим красавцем стоит пока еще в разобранном виде еще один 69-й ГАЗ – им только начинают заниматься. В планах – сделать автомобиль более мощным, заменив мотор. Первый же «газик» может развивать скорость 110 километров в час, хотя скорость для него – не самое главное.
На вопрос: «Откуда такая любовь именно к советскому ГАЗу» – Александр твердо отвечает: «Как джипу ему равных нет! Вывезет откуда угодно. Я частенько выезжаю за город, такая машина была просто необходима. На днях в ней прокатился мой друг – владелец джипа «Лексус». Когда вышел, просто развел руками – слов не нашел, чтобы описать восторг». Чтобы дать возможность узнать эту машину, Александр прокатил нас с фотографом по бездорожью. Мы с легкостью заезжали на крутые горки – экстрима хватило с головой! А на обратном пути испытали совсем противоположные чувства, сидя на мягких, комфортных сиденьях от «Мерседеса»: теплый воздух ерошит волосы – эх, укатить бы на нем денька на два за город!
Кстати, Александр собирается ездить на нем и в зимнее время – крыша-тент из ярко-желтого резинопластика ждет своего часа. К тому же владелец поставил систему подогрева воздуха. Но старался не отходить от «естественного» состояния автомобиля: двигатель остался родной, правда, коробку передач заменил на четырехступенчатую от ГАЗ-469 и поставил вакуум на тормоза. «Люди на улицах фотографируются рядом с машиной, – с улыбкой вспоминает Скакун. – Иногда просят продать, но я не соглашаюсь: делал для себя». Недавно Александр приобрел еще один раритет ГАЗ-67Б – такие машины выпускали лишь до 1943 года! Им думает заняться зимой.
Школьник приобрел «Горбуна»
«Горбун» – таким неказистым словом обозвали еще в советские времена забавный и обаятельный автомобильчик ЗАЗ-965, или «горбатый запорожец». Примерно в начале 70-х их вытеснила на дорогах новая модель. Но буквально несколько лет назад о малолитражке вновь вспомнили! А как иначе, если «ушастый» был символом той эпохи – достаточно прост в эксплуатации плюс ко всему – дешев.
Евгений Толмачев в этом году перешел в 10-й класс. Несколько месяцев назад приобрел машину 1964 года выпуска за «смешную» цену в 7 тысяч рублей. Прежний хозяин заменил стандартный голубой цвет запорожца на синий «металлик», на двери с внешней стороны нанес замысловатые рисунки, и автомобильчик стал внешне сильно походить на иномарку. Вернее, на свой аналог – итальянский FIAT-600. «Хочу поставить спортивный руль и спортивные сиденья, – говорит курянин. – Что мне нравится в этой машине, так это то, что двери в нем открываются совсем не с той стороны, как мы привыкли, а как бы против движения. Это очень удобно».
По словам школьника, к плюсам этого автомобиля можно еще отнести и малые размеры – это позволяет маневрировать на дороге. А когда едешь на нем со скоростью 55 км/ч, впечатление такое, что несешься на всех 120! Сейчас Женя ставит ЗАЗ на ход, меняет амортизаторы, тормоза. «Мне всегда нравился этот автомобиль, – рассказал он. – Именно поэтому я стараюсь сохранить его в первозданном виде».
Анна АЛЕКСАНДРОВА