Где искать изъяны при покупке подержанной иномарки
(Продолжение. Начало в прошлом номере). Найти на рынке подержанных автомобилей нужную модель сегодня не составляет труда. Намного сложнее выявить в автомобиле дефекты, которые впоследствии могут привести к необходимости серьезного ремонта. Вот почему тщательная диагностика – одна из главных процедур при покупке машины.
Моторный отсек
При выборе подержанной машины необходимо проверить, не подтекает ли масло или специальные жидкости, нет ли следов коррозии возле аккумулятора. Вымытый накануне продажи двигатель может свидетельствовать о подтекании масла, которое на чистом моторе легче вытереть. Выньте щуп и посмотрите на масло. Если оно золотистое (иногда коричневатое), но не прозрачное, это значит, что накануне продажи двигатель «зарядили» восстанавливающими присадками.
При работающем двигателе не должно быть посторонних шумов, стуков и т. д. Мотор должен работать тихо и равномерно, без потряхиваний. Особенно это важно для инжекторных силовых агрегатов. Для дизелей жесткая работа с характерным «тракторным» стуком терпима только после пуска холодного двигателя, однако может свидетельствовать о необходимости скорой замены/ремонта форсунок.
Нехороший признак – «потение» двигателя маслом по всем разъемам и прокладкам. Это может говорить об избыточном давлении картерных газов, что свидетельствует о засоренности системы вентиляции картера или критическом износе деталей цилиндро-поршневой группы. В этом случае имеет смысл, соблюдая меры предосторожности, снять шланг вентиляции картера или крышку маслозаливной горловины. Если поршневая «умирает», из шланга будет выходить сизый дым, а из открытой горловины – мощный поток картерных газов.
О состоянии двигателя могут «поведать» и выхлопные газы. Попросите продавца пару раз «погазовать» и посмотрите на цвет выхлопа. У бензиновых моторов черный дым свидетельствует о переобогащении топливовоздушной смеси (если машина инжекторная, в этом случае потребуется дорогостоящий ремонт). Голубоватый дым означает, что в камеру сгорания попадает масло (из-за износа сальников клапанов или маслосъемных колец). Белый дым – признак попадания воды или антифриза в камеру сгорания. Если он появляется после холодного пуска – это нормальное явление, которое свидетельствует об испарении конденсата в системе выхлопа. Проверка дизеля на предмет дымности выхлопа дает объективные результаты только при прогретом двигателе.
Ходовые испытания
При покупке авто необходимо провести его ходовые испытания, то есть проверить в движении. Передачи должны включаться легко, без шума и скрежета. Автоматические трансмиссии проверить «на глаз» тяжеловато, поэтому лучше провести диагностику на СТО. В заднеприводных автомобилях стоит обратить внимание на звуки, исходящие от трансмиссии. Шум, гул и вибрации недопустимы.
В подвеске не должно возникать стуков и скрипов. Хороший автомобиль без рывков разгоняется, в поворотах хорошо держит дорогу, плавно тормозит, а на прямике двигается с отпущенным рулевым колесом без увода в сторону, резина не издает писка на малых скоростях. Если авто тянет вправо или влево, значит, есть проблемы с подвеской, рулевым управлением или колесами, если же это происходит при торможении, надо проверить тормоза.
Определить состояние некоторых деталей подвески можно и на глаз. Все резиновые детали (втулки, сайлент-блоки) должны быть без трещин, односторонних «выдавливаний». Обратите внимание на амортизаторы. На их корпусах не допускаются подтекания жидкости. Работоспособность амортизаторов можно определить, раскачав машину на стоянке. Исправные амортизаторы гасят колебания с одного-двух «качаний». Хотя, конечно, более точные результаты дает проверка работоспособности этих узлов на современном диагностическом оборудовании.
Не забудьте обратить внимание на состояние «фарша»: кондиционера, электростеклоподъемников, отопителя, приборов и т. д., ведь затраты на ремонт дополнительного оборудования могут оказаться существенными. Например, если на одной скорости не работает переключатель вентилятора отопителя, скоро может понадобиться замена всего блока управления, стоящего $100–200.
Пробег
Пробег машины, как заявленный хозяином, так и определенный по спидометру, часто не соответствует действительности. Изменить показания одометра (и механического, и электронного) несложно. Поэтому исходите из того, что минимальный годовой пробег составляет 15 тыс. км, хотя некоторые «наезжают» и по 70–80 тыс. км.
Косвенные признаки большого пробега: протертое водительское (а на престижных машинах – и правое заднее) сиденье, стерты накладки педалей, заметные потертости на рычажках указателя поворотов, дверных ручках, новая обивка сидений, часто не соответствующая модели по качеству.
После пробега 150–200 тыс. км остаточный ресурс многих узлов и агрегатов уже невелик, поэтому периодически придется заниматься ремонтом машины, порой дорогостоящим.
Принимаем решение
Если машина приглянулась, но есть некоторые недостатки, во-первых, это повод поторговаться, а во-вторых, задуматься. Если стоимость ремонта в пределах разумного, можно и покупать. Хотя, может быть, имеет смысл просто посмотреть другой экземпляр той же модели? Но в любом случае, как показывает опыт, никогда не нужно брать авто на последние деньги. Процентов 25 от его цены стоит оставить на ликвидацию тех неисправностей, которые не удалось обнаружить при покупке.