Курские асы покоряют небо без моторов
Человек на краю обрыва делает шаг Но вместо того чтобы упасть, взмывает вверх. Теплый поток воздуха наполняет крыло дельтаплана, и вся конструкция вместе с человеком бесшумно плывет в небе.
С высоты открывается такое Квадратики вместо полей, домики, словно игрушечные, а главное – тишина! И кажется, что ты паришь в небе сам, как птица. «Жаль, что не все люди могут почувствовать подобное», – говорят курские дельтапланеристы.
Интеллектуальный пилотаж
Дельтапланерный спорт начал активно развиваться в Советском Союзе в начале 1970-х. Владимир Гребеньков был одним из первых, кто примерно в то же время занялся этим видом спорта в Курске. Сейчас он руководит спортивно-техническим клубом при областном совете ВОИР. «Основные направления нашей работы – техническая разработка дельтапланов, постройка и доведение их до рабочего состояния, – рассказывает Владимир Брониславович. – Ставим эксперименты по усовершенствованию конструкции. Что-то меняем, потом пробуем, как это работает. Летаем, чтобы поддерживать форму».
Чтобы поднять дельтаплан в воздух, требуется лебедка, которую устанавливают в автомобиле. Машина двигается вперед – конструкция поднимается вверх. Можно взлететь с поверхности земли, а можно, сделав несколько шагов с какой-либо возвышенности. Дальше – полет, который в зависимости от умения и везения может длиться до нескольких часов. «Это высота. Здесь шутки неуместны», – добавляет наш собеседник. Дельтапланерный спорт по праву считается не столько физическим трудом, сколько интеллектуальным. Без знаний по аэродинамике в воздухе делать нечего. Чтобы удерживаться в небе, необходимо «искать» конвекционные (теплые воздушные) потоки. Каждую минуту ситуация требует решений, от которых зависит не только длительность полета, но и жизнь. Может случиться, что лишь стремительная реакция и самообладание спасут от травм. Хотя, считают дельтапланеристы, в воздухе обычно бьются новички, возомнившие себя асами, или слишком самоуверенные люди, у которых притупилось чувство самосохранения.
Есть у дельтапланеристов и «профессиональная» травма: при неудачной посадке можно выбить передние зубы. Тем не менее люди рискуют. На дельтаплане возможно выполнять все фигуры сложного пилотажа, кроме «бочки». «Двое моих знакомых погибли на моторном дельтаплане, – рассказывает Гребеньков. – Заложили глубокий вираж, и конструкция не выдержала». На случай аварии каждый дельтапланерист надевает запасной парашют. Если есть возможность, приобретают специальные приборы: высотомер, указатель скорости, систему навигации.
«Или я, или небо»
Владимир Брониславович рассказал трагикомичный случай из своей практики: «Один из наших спортсменов пригласил посмотреть на полеты будущую жену. Тогда они только познакомились. Мы приехали за город, собрали аппарат, летаем, а ветер усилился примерно до 10 метров в секунду. Но все уже адаптировались, страха не испытывают, а зря Девушка, глядя на наши полеты, естественно, в восторге. Я набрал около 100 метров – эта высота позволяла донестись до города, и я уже мысленно потирал руки. Потом мой дельтаплан пошел над лесом и попал в нисходящий поток. Было такое ощущение, будто подо мной воздух исчез! Дельтаплан вертикально падает вниз на деревья Впереди равнина, но на пути к ней стоят 2 дуба, на которых я с огромной скоростью и несусь. Кое-как увернулся от них, но врезался крылом в соседнее дерево. Крыло очень сильно пострадало, я тоже получил травмы. После этого девушка нашему товарищу заявила: «Выбирай! Или я, или небо».
Этот спорт считается вторым по травмоопасности после альпинизма. «Тем, кто научился летать на дельтаплане, потребуется немного времени, чтобы освоить дельталет, – считает Гребеньков. – Обратных случаев я в своей практике не встречал. Люди боятся пересаживаться с моторного на обычный дельтаплан». Но разве можно забыть ощущение, когда тебя ничего не отделяет от неба: ни стекло иллюминатора, ни кабина. Ветер в лицо, и вся конструкция вибрирует от его малейшего порыва
Дельтапланы и дельталеты
В Чести дельтапланерный спорт и в спортивном городском клубе «Курскаэро». «Я за то, чтобы летало все, – начинает разговор Владимир Загорнюк, начальник связи курского аэроклуба. – Сверхлегкая авиация объединяет людей, в принципе, никакого отношения к авиации не имеющих, – в этом ее прелесть. Скажем, те, кто не смог пройти комиссию в летное училище по состоянию здоровья, приходят к нам».
Сейчас «Курскаэро» занимается дельталетами (моторными дельтапланами). С одной стороны, это удобнее – полет на моторном дельтаплане не зависит ни от местности, ни от воздушных потоков, позволяющих набирать высоту и удерживаться в воздухе. Плюс ко всему дельталеты выгоднее. «Больно об этом говорить, но сверхлегкую авиацию наши власти не поддерживают, рассказывает Загорнюк. – Вот и приходится пилотам выживать, зарабатывать на «химии» – опылять поля. А перед нами другая задача стоит – обучать молодежь. Сейчас много говорят о детской преступности и наркомании Когда дети будут заняты, преступность сама собой уйдет».
Анна НАРЫКОВА
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 25 (559) от 21 июня 2005 года
Если часто беспокоит сухость во рту, стоит проверить состояние печени и поджелудочной железы