Режиссер Лариса Садилова: «Курская область такая красивая!»
С 23 по 26 июня в нашем регионе проходил летний период съемок художественного фильма «Огород» номинанта Каннского кинофестиваля, режиссера Ларисы Садиловой. Работа над картиной началась в этом году, 4 месяца назад съемочная группа уже приезжала в Курск снимать зимние сцены. Забавно, что часть их пришлось отснимать и сейчас – в 35-градусную жару в душном зале филармонии артисты шутили, что от мыслей о холоде им становится легче. К большому сожалению курян, кастинг актеров массовки, как и сами массовые сцены, из-за пандемии пришлось отменить – даже с соблюдением масочного режима эпидобстановку обыгрывать в сюжете режиссер не захотела. Кто такая Лариса Садилова и о чем ее «курский» фильм, в нашем интервью.
– Лариса Игоревна, в 2019 году вам посчастливилось пройти по красной дорожке в Каннах, какие впечатления оставил этот фестиваль?
– Моя мелодрама «Однажды в Трубчевске», снятая под Брянском, была отобрана наряду с еще 17 фильмами из 4 тысяч картин со всего мира во вторую по значимости после основного конкурса программу Каннского кинофестиваля «Особый взгляд». Фестиваль подарил невероятные эмоции. Красивые люди, прекрасные декорации Это настоящий праздник кино, где все внимание приковано не к актерам, а к режиссерам. Весь мир, казалось, крутится вокруг нас – к нам приезжали делать макияж и прически, приглашали на мастер-классы, бесконечно брали интервью. Все было построено на глубоком уважении к кино – даже на дневной сеанс нужно идти в вечернем платье и смокинге. У меня было только одно нарядное платье, поэтому я не пошла на показ картины «Однажды в Голливуде», с которой проводили параллели с моим фильмом, и не увидела Квентина Тарантино, так похожего на моего главного героя в исполнении Егора Баринова. Уважение к кино проявляется и в том, что за сутки до показа съемочную группу приглашают в зал на настройку звука и изображения. У нашего фильма «Однажды в Трубчевске» состоялись два показа: для прессы и остальных зрителей. В обоих случаях зал, включая балконы, был полон. В конце аплодировали стоя, не отпуская нас минут 10. Мы обалдели! Не ожидали такого приема! Это на всю жизнь, мы этого никогда не забудем. И пусть победила бразильская работа «Невидимая жизнь Эвридики», для нас сама поездка в Канны уже большая победа. Тем, кто хочет посмотреть картину «Однажды в Трубчевске», советую следить за программой телеканала «Культура» – ее должны показать в ноябре. А мы будем надеяться, что оказались в Каннах не в последний раз. И может, именно с фильмом, снятым в Курске, отправимся туда снова.
– Вы учились в мастерской народной артистки СССР Тамары Макаровой и профессора Сергея Герасимова, имя которого носит ВГИК. Каким был и чему научил вас этот легендарный человек?
– Да всему! Для меня Сергей Аполлинариевич, можно сказать, был отцом. Я попала как пластилин в его руки, и он вылепил из меня то, что сейчас есть. Учеников он считал своими детьми. Кормил, выбивал квартиры, контролировал распределение, снимал в своих фильмах, защищал кино от цензуры. И, наверное, главное, чему научил, – любить человека. Мой кинодебют в роли гимназистки Тани состоялся в его драме «Лев Толстой», где сам он сыграл Льва Николаевича. Рекомендую посмотреть эту картину – Герасимов был человеком энциклопедических знаний, досконально знал творческое наследие и мемуары писателя, сам написал сценарий. Мог, к примеру, заявить на занятии: «Перечитал я недавно 30-томник Диккенса». И советовал тренировать мозг, упирая на то, что главное достояние – человеческая память. «Осваивайте эпистолярный жанр и помните, что ваши письма кто-то когда-то будет читать». А что это, если не его пророчество об интернете?! Про него говорили, что он видит на 50 лет вперед. Мне кажется, и развала страны такого бы не было, будь он жив. Пятый съезд кинематографистов, объявивший перестройку в киноиндустрии, при нем было бы провести невозможно. Так и ответил на этот вопрос первый секретарь правления СК Элем Климов, добавив, что не только говорить, но и смотреть в глаза Герасимову было страшно. Идеология была не на телевидении, а в кино, а Сергей Аполлинариевич оставался совестью нации. При том что говорил тихо, был невысокого роста, все подходили к нему, пригнувшись. Вот такой масштаб личности. Для меня он останется камертоном на всю жизнь. Когда снимаю, думаю, а как бы он на это посмотрел... И хочу снять документальное кино о советской киноиндустрии, чтобы хотя бы наши дети имели возможность восстановить кинематограф как систему.
– Как вы решили стать актрисой и не хотите ли снова вернуться в кадр?
– Я с пяти лет говорила, что стану артисткой. И около семи лет в детстве занималась в театре кукол, объезжая детсады, дома престарелых и ДК родной Брянской области с гастролями. Когда окончила школу в Брянске, поехала поступать в театральный, но экзамены провалила, поскольку читала монологи купчих, при том что весила 44 килограмма, мастера так и аргументировали – несоответствие типажа выбранному материалу. А на следующий год уже поступила и во ВГИК, и в Щукинское, но пошла целенаправленно к Герасимову. Много лет спустя обнаружила его цитату: «Есть у меня студентка Лариса Садилова – талантливая зверски!» Для меня это очень ценно. Мастер ушел из жизни, когда я была на последнем курсе, Тамара Макарова дожила до того момента, когда я начала снимать. И, конечно, они надеялись на то, что буду успешной актрисой, но началась перестройка, и я осознала, что надо уходить из этой зависимой профессии. ВГИК подарил мне первого супруга – режиссера сериала «Апостол» и фильма «Старухи» с курянкой Валентиной Березуцкой в главной роли – Геннадия Сидорова. Чтобы выжить, мы занимались туристическим бизнесом, но никогда не выпадали из кино. И только спустя 10 лет я взялась за съемки своего первого фильма. На сценарий меня натолкнули роды в Брянске – я записала впечатления от знакомства с роженицами разных национальностей и возрастов и сняла черно-белый фильм «С днем рождения!». Писательница Виктория Токарева сказала тогда: «Вместе с материнством ты обрела и профессию». До этого я боялась и думать в этом направлении, режиссеры для меня были небожителями. А находясь рядом с оператором, первое время не решалась сказать: «Можно я в камеру посмотрю?» Но постепенно поняла, что все знаю – Герасимов учил нас мастерству на совместных актерско-режиссерских занятиях. Мой первый фильм был удостоен около 50 престижных наград, а «Кинотавр-1998» его президент Олег Янковский завершил фразой: «На фестивале состоялось открытие – это фильм Ларисы Садиловой «С днём рождения!». Так с днём рождения же, российское кино!» Фильм до сих пор показывают как учебное пособие студентам ВГИКа. А в кадр снова не хочу – актерский кураж сменился режиссерским.
– Ваше кино критики с тех пор называют «народным», потому что вы снимаете его о простых людях. Вот и на сценарий к фильму «Огород», который вы написали вместе со своим супругом продюсером Рустамом Ахадовым, вас вдохновила история родной тети
– Как-то молодая журналистка в Доме кино задала мне вопрос: «Почему вы снимаете фильмы про них?» Меня очень возмутила эта фраза, я тут же осекла: «Вы даже не заметили, как вы отделили себя от всей России. Если вы никогда не выезжали за пределы Садового кольца и для вас вся остальная страна – это «о них», что ж продолжайте жить такой жизнью... Я знаю этих людей не понаслышке и не смогу смотреть на них со стороны». Прототипом главной героини Зои в исполнении народной артистки Валентины Теличкиной действительно является моя тетя. Меня всегда поражало, как можно каждый день по 40 км ездить до дачи и обратно, при чем не на машине, а на автобусе, еще добираясь и до автовокзала на троллейбусе. Огород в фильме мы обустроили под родовым поместьем Федора Тютчева Овстугом, в селе Речица Брянской области. Места там очень красивые – на высоком берегу озера посадили настоящий огород, обнесли его забором, построили из рам теплицу, перетащили туда старый деревенский бревенчатый дом. Отфактурили, чтобы он был непригоден для жилья. Ведь именно невозможность обжиться и заставляет Зою ездить туда каждый день. Она любуется звездами через прохудившуюся крышу, мечтая в свои 70 лет о личном счастье. И пусть у моей тети ситуация иная – у нее есть супруг, этот фильм мы посвящаем поколению наших родителей, которые хотят любить и быть любимыми и в своем почтенном возрасте. В том фильме и прототип моей мамы есть – это сестра главной героини. Мама и тетя до сих пор живут в одной квартире, практически не разъезжаясь с самого рождения. А знакомство главных героев я подсмотрела на отдыхе в санатории – с интересом наблюдала, как оказывали друг другу знаки внимания пожилые люди. Так и по сценарию: Зоя живет в Брянске, а на встречи со своим возлюбленным артистом Валерием, которого играет мастер художественного слова Курской государственной филармонии Юрий Кутафин, ездит в смоленский дом отдыха. Роль одного из двух её сыновей, наряду с исполнительным продюсером картины Прохором Невровым, играет мой сын, режиссер Владимир Сидоров. Решили задействовать их, чтобы сэкономить на дороге и проживании для специально приглашенных артистов. По сценарию оба работают на море, эту часть съемок предстоит провести в сентябре в Геленджике. Так что это очень личная картина, основанная на моих впечатлениях об окружающих меня событиях и людях.
– Но всё началось с того, как вы узнали об уникальном проекте комитета по культуре Курской области «Открытый экран»?
– В 2014 году в рамках фестиваля фильмов о правах человека «Сталкер» в Курске я представляла свою картину «Она». И вдруг мне рассказали об уникальном проекте комитета по культуре Курской области «Открытый экран». Это же удивительно – артисты и кинофикаторы все лето ездят в глубинку, чтобы устраивать на селе праздники! Тут же загорелась снять о проекте документальный фильм. Заручившись поддержкой комитета по культуре, тем же летом мы вернулись в ваш регион с 10-дневной экспедицией по географии «Открытого экрана». После презентации картины «Сельский показ» на знаменитых российских кинофестивалях в 2015 году о проекте узнала вся страна. Она произвела настоящий фурор на «Киношоке» в Анапе. Но еще во время съемок я обратила внимание на артиста Юрия Кутафина. Он невероятно талантлив, мне понравились те простота и достоинство, с которыми он выходит к публике. О съемках фильма с его участием Юрий Анатольевич узнал из газет – информация просочилась, а я не сообщала ему напрямую, поскольку опасалась, что не смогу найти финансирование для картины. И вот все получилось – нас поддержали Министерство культуры и фонд «Кинопрайм» Романа Абрамовича. Юрий Кутафин – потрясающий актер, все, кто видел материал, говорят, что это открытие! Да, у него нет опыта работы в кино, но он окончил Орловский институт культуры, у него натренированные речевой аппарат и пластика. Очень быстро освоился. Играет и импровизирует на высоком уровне, можно сказать, не уступая своим партнерам по площадке народным артисткам России Валентине Теличкиной и Раисе Рязановой. Кстати, в картине задействована еще одна артистка Курской филармонии – солистка Анна Сидоренко. Мне очень нравится, как она поет. В фильме она исполнит песню «Нежность», которая обыграет неожиданный финал.
– Почему решили снимать именно в Курской области?
– Она такая красивая! Бескрайние поля, холмы – я очень люблю среднюю полосу России. И люди у вас очень душевные, добрые, настоящие, живые! Может, куряне сами не обращают внимание, какой у них красивый областной центр, но я очень много езжу по стране и знаю, что таких чистых красивых городов мало. Вечерняя подсветка, архитектура – мы восхищаемся Курском. Зимой снимали проезд главного героя на трамвае – из его окна в фильме можно будет увидеть вечерний город, также в кадре появятся сквер перед филармонией, площадь Перекальского и медицинский университет. Сейчас прошли три дня съемок с «Открытым экраном», на котором по сценарию работает главный герой, в Тимском, Касторенском и Большесолдатском районах. В 4-й день сняли концерт в филармонии – причем в фильме он относится к зимнему периоду, что веселило артистов, изнывающих от жары.
– СМИ написали, что есть надежда увидеть фильм на Первом канале, так ли это?
– Работа над «Огородом» должна завершиться к марту 2022 года, но финансирования недостаточно. Мои картины, в частности, «Сынок» с Виктором Сухоруковым и Евгенией Симоновой еще на этапе производства были приобретены Первым каналом. Сейчас снова попытаемся заручиться его поддержкой. Сценарий нашего следующего сериала «Соседки» уже одобрен руководством телекомпании, надеемся, с нами заключат договор. Его мы тоже планируем снимать в Курске, который станет главным действующим лицом в картине. А основной площадкой для съемок будет торговый центр, где работают три 50-летние героини, решающие организовать необычное бюро добрых услуг. Уже присмотрели локации. Что касается «Огорода», обещаю: его премьерный показ состоится на курской земле. Будем с нетерпением ждать этой встречи!
Оксана САНИЦКАЯ, Курский кинофонд, фото Олега Максимова, Елены Гамовой, Владимира Ярина