ТворчествоСлужба знакомствНовые лицаАфишаСправочникОбъявленияТарифы DDDMedia
№ 50 (1261) от 11.12.2018 Обновление: 15.12.2018, 02:12 Самый большой сертифицированный тираж (27 900 экз.) в Курской области


Мультфильм «Ральф против интернета»

Как курянам бесплатно отдохнуть в Турции
ФОБОС: погода в Курске


Евгений НОВИКОВ отвечает на вопросы читателей


Кристина Коннова: «В жизни ничего случайного нет»

Архив ДДД на проекте «Яндекс.Новости»
Первое курское интернет-телевидение «46ТВ»
ГТРК
Телекомпания «ТАКТ»
Портал «Афиша 46»
ФК «Авангард» (Курск)
Rambler's Top100

Архивный номер № 29 (1083) от 14 июля 2015Новости


ИСКУССТВО ВНЕ ВРЕМЕНИ

Секреты курской галереи имени Дейнеки

В этом году Курская областная картинная галерея имени Дейнеки отмечает 80-летие. Какие тайны спрятаны в закромах ее фондов, что составляет основу коллекции и почему она получила мировую известность, выясняли корреспонденты «ДДД».

Официальной датой создания Курской картинной галереи принято считать 12 сентября 1935 года, когда она была открыта для публичного посещения. Под галерею отвели помещения Сергиево-Казанского собора
Официальной датой создания Курской картинной галереи принято считать 12 сентября 1935 года, когда она была открыта для публичного посещения. Под галерею отвели помещения Сергиево-Казанского собора

Рождение галереи

Попытки открыть в Курске музей искусств делались еще в 20-е годы прошлого века. Непосредственными предшественниками галереи стали Отдел искусства губернского краеведческого музея и Музей искусств, работавший с перерывами с 1919 по 1925 годы. Официальной датой создания Курской картинной галереи принято считать 12 сентября 1935 года, когда она была открыта для публичного посещения. Под галерею отвели помещения Сергиево-Казанского собора на улице Максима Горького, 27, которые она занимала вплоть до начала Великой Отечественной войны. В нижней, «зимней» церкви работали изостудии и кружки. В верхнем ярусе разместилась главная экспозиция, в состав которой вошло около 200 произведений западноевропейской и русской живописи, в том числе полотна курских художников.

Эта коллекция, переданная художественным отделом краеведческого музея, начала формироваться еще до революции. Первые работы поступили как пожертвования частных лиц, среди которых был курский губернатор Николай Гордеев, покровитель и меценат музейного дела. Но основа собрания сложилась позже. В результате национализации имущества дворцовых усадеб хранившиеся там произведения искусства оказались раскиданными по музеям всего Советского Союза. Однако и в Курске осталось немало превосходных полотен, украшавших дворец князей Барятинских в Марьино, имения Шварцев в Белом Колодезе и Нелидовых в Мокве.

Европейское, русское и советское искусство в экспозиции 1936 года, Сергиево-Казанский собор
Европейское, русское и советское искусство в экспозиции 1936 года, Сергиево-Казанский собор

Судьба некоторых картин удивительна. «В инвентарной книге музея за 1927 год сделано примечание о том, что работа Эудженио Фано «Башня Микеланджело», прежде принадлежавшая Шварцам, а в 1918 году перешедшая в собрание Курского историко-археологического кустарного музея, украдена во время экскурсии красноармейцев – отмечает научный сотрудник галереи Марина Тарасова. – В ту пору смотрителей на выставках было недостаточно. Но случилось чудо, спустя четверть века картина оказалась в галерее, снова в коллекции Шварца. Ее принесла жительница города, а уж как она попала к ней, неизвестно».

1-я выставка студийцев. Февраль 1937. Нижняя церковь Сергиево-Казанского собора
1-я выставка студийцев. Февраль 1937. Нижняя церковь Сергиево-Казанского собора

Большую помощь в отборе работ оказал художник Петр Лихин – ученик Павла Чистякова и Ильи Репина. Его стараниями в галерею поступило одно из лучших полотен западноевропейского отдела – «Голова старика» Джанбаттиста Тьеполо.

Тайник под собором

Непростые времена ждали картинную галерею во время войны. С 1939-го до конца сороковых годов в галерее работал Стефан Таранушенко. Когда слухи о приближении к Курску немцев становились все настойчивее, вместе с директором галереи Эльяридой Крауклис он организовал подготовку ценностей к эвакуации в Уфу. Однако недостаток времени и ресурсов не позволил вывезти в тыл все предметы. Наиболее ценные из оставшихся Стефан Андреевич собственноручно замуровал в стене соборного подвала, сам же поселился в сторожке неподалеку, чтобы наблюдать за тайником. Выбитые стекла, протекающая крыша... Суровая зима вынудила его сложить печку с дымоходом, чтобы хоть как-то отапливать помещение. Здесь же находилось бомбоубежище, где скрывались местные жители и застигнутые бомбежкой немцы.

Групповая фотография курских художников в экспозиции галереи. Конец 1930-х
Групповая фотография курских художников в экспозиции галереи. Конец 1930-х

Эти свидетельства дошли до наших дней благодаря записям воспоминаний Александры Минаковой (1897–1984), выпускницы Мариинской женской гимназии, школьного учителя, с марта 1943 года исполнявшей обязанности директора галереи.

«Когда захватчики обнаружили и вскрыли тайник, дали знать властям, Стефан Андреевич горел бессильным гневом, – пишет курянка. – Принимал картины какой-то немецкий генерал. Он тут же сортировал картины: одни для изъятия в Германию, другие – оставить в музее. Мы, работники галереи, забирали работы, предназначенные нам, и поспешно уносили в фонд. Картины подвергались осмотру Таранушенко и лучшие из них он… снова прятал!»

После войны у курских реставраторов было много работы. Их усилиями реанимированы сотни картин и икон, казавшихся потерянными для культуры. Реставрационная мастерская, единственная в регионе, действует при галерее и сегодня.

Здание Курской картинной галереи на ул. Советской. Бывший дом купца И. И. Пузанова. 1954 год
Здание Курской картинной галереи на ул. Советской. Бывший дом купца И. И. Пузанова. 1954 год

В 1946-м экспозиция Курской картинной галереи была перемещена в купеческий особняк Пузанова на улице Советской и находилась там до 1980 года, пока не обрела нынешнюю прописку на улице Радищева, 85. На протяжении всех лет фонд галереи пополнялся новыми экспонатами. Сейчас их более десяти тысяч: живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное и народное искусство. Европейская живопись представлена произведениями лучших мастеров Италии, Фландрии, Голландии, Франции, Испании, Германии, Австрии, Англии, русское искусство – работами Василия Тропинина, Исаака Левитана, Федора Рокотова, Владимира Боровиковского, Ивана Крамского, Василия Поленова, Архипа Куинджи.

Отдел Древней Руси располагает иконами XVI–XIX веков. Помимо прочего, в галерее хранятся изделия русских и западноевропейских фарфоровых заводов XVIII–XIX веков, советский фарфор, художественные лаки, кружево, народные костюмы, вышивка, ткачество, кожлянская игрушка. Многие из этих экспонатов получены из Эрмитажа, Русского музея и Третьяковской галереи.

По ту сторону картин

Происхождение многих работ в собрании до сих пор остается тайной. «В одном из наших залов выставлена картина, изображающая артиллериста начала XIX века, – говорит научный сотрудник галереи Марина Тарасова. – Благодаря пояснениям на обороте холста мы знаем точную дату ее написания, дату рождения и смерти изображенного персонажа. Но имя его установить не удалось. До революции портрет висел в одной из усадеб, поэтому надобности в указании такой информации не было, все знали этого человека».

Хотя были и исключения из правил. Старейшему научному сотруднику Курской картинной галереи Надежде Погрецкой, проработавшей здесь без малого полвека, в 1970–80-е годы удалось сделать несколько сенсационных открытий. Так, после многолетнего поиска, переписки с музеями США была выяснена личность модели на холсте Пьера Сюблейра – ею оказалась Мария Тибальди, супруга художника.

Тайна происхождения полотна Жана Ранка открылась спустя 40 лет
Тайна происхождения полотна Жана Ранка открылась спустя 40 лет

Куда сложнее было «найти концы» совершенно неизвестной и анонимной картины, переданной из Эрмитажа в 1940 году. «Женский портрет, судя по платью, прическе принадлежал кисти художника начала XVIII века, – вспоминает Надежда Михайловна. – Стали искать, на кого она похожа. Сначала среди русских – у Софьи Шарлотты, жены царевича Алексея Петровича, была такая прическа, но ни по возрасту, ни по типу лица она не подходила. Тогда сосредоточили поиски на испанском королевском доме начала XVIII века – неожиданно на обратной стороне холста обнаружилась печать их посольства. По сходству с аналогичными портретами установили, что на полотне изображена Елизавета Фарнезе, жена короля Франции Филиппа V. Дальше искали возможного автора, пришли к выводу, что это Жан Ранк, многократно писавший Елизавету Фарнезе и других членов королевского семейства».

Чтобы понять, насколько в 1980-х годах было непросто делать каждый из этих шагов, следует напомнить об отсутствии привычного сегодня Интернета, значительно упростившего нахождение информации и облегчившего связь с музеями других городов и стран. А в то время все сообщение осуществлялось преимущественно письмами, которые, прежде чем отправиться в другое государство, проходили не одну инстанцию с проверками.

Надежда Погрецкая считается в нашем городе главным специалистом по творчеству Александра Дейнеки, чье имя было присвоено галерее в 1969 году. Среди собраний работ курских художников Вячеслава Шварца, Константина Трутовского, Ефима Чепцова имя Александра Дейнеки стоит в особом ряду.

Наследие Дейнеки

Дейнека – выдающийся мастер монументального искусства. Свыше 1500 экспонатов: живописные полотна, мозаики, скульптуры, акварели, гуаши, рисунки, графика военных лет, театральные эскизы, детские книжки-картинки, созданные в течение полувека, посвящены спорту, жизни деревни, труду рабочих фабрик и заводов. Крупнейшее в нашей стране собрание работ Александра Дейнеки Курской картинной галереи пользуется мировой известностью.

Встреча зрителей с Александром Дейнекой на выставке в Курской областной картинной галерее. 1960 год
Встреча зрителей с Александром Дейнекой на выставке в Курской областной картинной галерее. 1960 год

Неоднократно эти произведения выставлялись за рубежом: в Германии, Австрии, Венгрии, Японии, Италии, США, Финляндии. А начало коллекции было положено двумя картинами – «Футболист» (1932) и «Пионер» (1934), подаренными автором в 1935 году. Кстати, Александр Александрович, уже будучи известным на всю страну, в 1960-м приезжал в Курск и посетил картинную галерею.

Как и много лет назад, Курская картинная галерея открывает для художника и простого зрителя дорогу к большому искусству
Как и много лет назад, Курская картинная галерея открывает для художника и простого зрителя дорогу к большому искусству

Как и много лет назад, галерея открывает для художника и простого зрителя дорогу к большому искусству. В рамках празднования 80-летия галереи до начала сентября будет действовать экспозиция «80 на 80» из фондов музея. В сентябре откроется персональная выставка художника Юрия Глюдзы, в октябре – Нателлы Тоидзе, а в ноябре куряне познакомятся с собранием работ Константина Истомина.

Алексей ПИЩУЛИН


Вверх  —  Отзывы читателей (0)  —  Написать отзыв  —  Версия для печати


Выскажите своё мнение о статье

Имя: *
E-mail:
Город:
Смайлики: smile super yes no beer wink tongue laugh finish boy love girl confuse joy good fright sleep wall amaze angry box shok star kill stop suicide
Текст * сообщения:
Защита от спама *: Введите 6 цифр на картинке  → 
Поля, отмеченные (*), обязательны для заполнения.





Горячие новости

Добро пожаловаться

Справочная


Читайте в печатном номере: ТВ-программа на 32 канала, интервью со звёздами, результаты ТВ-лотерей «Золотой ключ», «Бинго», «Русское лото», частные объявления, биржа труда, полезные советы, конкурсы и сканворды 16+возрастная категория сайта
Национальная тиражная служба Тираж еженедельника «Друг для друга» — 27 900 экземпляров — проверен и сертифицирован «Национальной тиражной службой» (г. Москва)
Посетителей сегодня: 1 937
Посетителей вчера: 21 778
Всего c 10.03.2003: 54 580 524
© ООО «Друг для друга - Медиа» (г. Курск), 2003–2018 При перепечатке ссылка на www.dddkursk.ru обязательна! Политика конфиденциальности Разработка сайта: КурскИНФО