502-я верста от столицы
1868 год, 502-я верста от столицы, от стольного града Москвы. Вблизи оживленного торгового села, что раскинулось на пригородных землях Ямской слободы, в трех верстах от Курска, решили поставить солидный пассажирский дом. Основательный, немалый, поскольку наш город должен был стать серьезным транспортным узлом. Строили специально вдали от населенных пунктов – так дешевле и быстрее шло строительство
Легенда гласит, что для составления проекта и проведения необходимых работ по строительству вокзала рабочие затребовали 10 тысяч рублей. Отцы города якобы на это ответствовали так: «Кому надо приехать, тот, где ни поставь вокзал, все равно приедет» и отказали в деньгах. Вот линию и провели в стороне. Сегодня город разросся, и вокзал стоит в его черте. А тогда проблема связи с железной дорогой была весьма непростой.
Извозчики сразу уразумели всю выгоду положения и стали брать по 75 копеек за перевоз от вокзала до города с каждой персоны. Деньги по тем временам немалые. Губернатору посыпались жалобы. Тогда власти летом 1872 года приняли решение о постройке железнодорожной линии от вокзала в центр города, а потом в центре Курска городского вокзала. Под строительство предполагалось освободить три квартала, расположенных между Мучной площадью у Херсонской улицы (ныне Дзержинского) и Богдановским мостом, вдоль дороги, что шла под горой мимо мужской гимназии и Дворянского собрания (район цирка, Дома офицеров, «Электроаппарата»).
Долгожданная дорога открылась только через шесть лет в 1878 году. «Курские губернские ведомости» писали: «2-го сего июня, после торжественного молебствования на Красной площади была открыта ярмарка. Этому предшествовало открытие в этот же день правильного движения по железнодорожной соединительной ветви от Курской станции железной дороги до города».
Построенную линию «Станция Курск-Город» завершал кирпичный вокзал с башенками и обязательным флагштоком. Город был губернским, а на государственных учреждениях должны были висеть флаги. Вокзал имел всего один перпендикулярный Херсонской улице перрон для пассажиров с навесом от дождя и снега. Он был связан веткой с узловой станцией Ямская, находившейся на пересечении магистралей «Харьков – Москва» и «Воронеж – Киев».
Место, где возвели вокзал, было очень оживленным. Здесь, к примеру, располагался «Курский городской общественный Филипцова банк», что было очень удобно коммерсантам. Поезда с первых дней ходили четко по расписанию, шесть раз в день. Даже в столичных расписаниях наряду с Николаевской, Ярославской дорогами печаталась строка: «Курская городская ветвь». Проезд по ней стоил 15 копеек в 1-м классе и шесть – в 3-м.
Очень немногие города России имели подобное внутригородское сообщение. Первоначально по ветви ходили паровозы завода «Борзиг» серии Бн (0-3-0), на которых вплоть до XX века применялось дровяное отопление. Городской вокзал функционировал до получения Курском статуса административного центра Курской области в 1934 году, после чего получил название «Вокзал «Курск-ветка» при городской товарной станции». В этом здании размещалось управление железной дороги и кассы предварительной продажи билетов.
Лишь во 2-й половине прошлого столетия городская дорога прекратила свое существование. На ее месте появились другие постройки, сквер и кинотеатр. Они не дожили до наших дней, как и курский вокзал, уничтоженный в годы Великой Отечественной войны. Летом 1943-го постройку конца XIX века разбомбила немецкая авиация. Вокзал «Курск-ветка» был снесен в 1968 году.
Новое здание в Ямской слободе на пересечении магистралей «Харьков – Москва» и «Воронеж – Киев» было построено в 1952 году по личному распоряжению Сталина. Цвет, говорят, выбрал тоже он – терракотовый, который так и остался фирменным на протяжении всего этого времени. Вокзал по проекту архитектора Явейна был открыт 12 августа 1952-го и функционирует до настоящего времени.
Новое здание представляет собой вокзал-памятник курянам-железнодорожникам – участникам битвы на Курской дуге. Наружные стены облицованы цветной штукатуркой с белокаменными скульптурными вставками фигур железнодорожника, солдата, партизана, рабочего, крестьянина... Помещение вокзала содержит центральный круглый вестибюль и 4 боковых зала, один из которых является кассовым, в другом размещен ресторан, а третий и четвертый являются залами ожидания.
Один из них имеет скульптурное оформление, посвященное победе советских войск на Курской дуге: огромный барельеф «Карта Курской битвы» и скульптура воина. Второй зал ожидания, а также вестибюли вокзала длительное время были украшены живописными полотнами курских художников, посвященными отдельным эпизодам Курской битвы и жизни современного города. На стенах здания, обращённых к перронам, установлены мемориальные доски, посвященные подвигу курских железнодорожников в годы Великой Отечественной войны. В 1988–1995 годах была произведена реконструкция внутренних интерьеров вокзала, сооружены удлиненные платформы, рассчитанные на прием составов в 32 пассажирских вагона, продлен туннель к двум новым платформам пригородного сообщения.
Справка «ДДД»: Вокзал (от английского «Vauxhall») – название увеселительного сада близ Лондона. В русском языке слово стало нарицательным, вероятно, благодаря Павловскому вокзалу близ Петербурга, служившему одновременно и увеселительным местом, и первой в России железнодорожной станцией.
Ольга РАХИМДЖАНОВА, Ольга МИТРОФАНОВА, с использованием материалов mke.su
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 02 (744) от 13 января 2009 года
При обморожении наложите на пострадавшие участки ватно-марлевую повязку
Любителям крепких напитков наутро после праздничного застолья