В Курск приехали уникальные куклы Гоголя
«Что-то у Пушкина ботинки грязные, видимо, ночью к барышням бегал», – полушутя говорила кукольный мастер Олина Вентцель. «Мэтр музейной куклы» и одна из самых признанных мастеров декоративно-прикладного искусства России верила, что у кукол есть душа и у каждой из них свой характер.
У курян появилась возможность встретиться с удивительным миром Олины Вентцель – в областном краеведческом музее открылась выставка московского музея кукол «Галерея Анастасии Чижовой». Она называется «А подать сюда Тяпкина-Ляпкина!».
Путешествие в... памперсах
Во всем мире авторские фарфоровые куклы Вентцель (среди ее персонажей – Нефертити, Чингисхан, Софокл, Гомер, Колумб, Наполеон и Жозефина, династия Романовых, Пушкин и герои его произведений) пользуются огромным успехом. Выставки проходили в Амстердаме, Нью-Йорке, Венеции, Париже, Копенгагене. «Это действительно великие произведения искусства и мастерства. Эти изумительные куклы должны стать достоянием большого количества людей», – писала королева Дании Маргретта II. Творения российского мастера есть не только у титулованной особы. Куклы Вентцель находятся в частных коллекциях мировых звезд – Мирей Матье, Пола Маккартни...
Фарфоровые персонажи произведений Гоголя стали последней работой Олины Дмитриевны. «Она успела сделать лишь лица кукол, – рассказывает Таисия Попова, замдиректора «Галереи Анастасии Чижовой». – Костюмы шили ее коллеги. Специально ездили по антикварным магазинам, искали кружева, ручное шитье и вышивку. Используются только дорогие натуральные ткани. Если ботинки – то из настоящей кожи, платье барышни – шелк или шифон, камзолы важных персон отделаны каракулем, парики – из овчины... В своих работах Олина Вентцель всегда ставила цель – не только показать кукол, но пробудить у зрителя интерес к определенной эпохе. Надеемся, после посещения выставки «А подать сюда Тяпкина-Ляпкина!» куряне захотят перечитать книги Гоголя».
Посетителей встречает фарфоровая кукла Николая Гоголя в человеческий рост. А дальше – вереница персонажей его бессмертных произведений. Чичиков «во фраке брусничного цвета с искрой», в цилиндре, на подкладке которого золотом вручную вышит его вензель, а крошечные белые перчатки дополняют костюм. Акакий Акакиевич Башмачкин красуется в новенькой шинели, о которой так долго мечтал. Здесь же Собакевич, Ноздрев с Маниловым, Хлестаков, Городничий, Плюшкин, Тарас Бульба...
Как говорят искусствоведы, иногда появляются желающие приобрести авторскую куклу. Но персонажи Гоголя не продаются – каждый сделан в единственном экземпляре. Все чаще в качестве подарка заказывают куклу с лицом юбиляра. Удовольствие не из дешевых: фарфоровая копия именинника высотой 60–80 сантиметров обойдется в несколько тысяч долларов.
– Фарфор – очень хрупкий материал, – говорит Таисия Попова. – Поэтому стараемся защитить кукол при транспортировке. И знаете, что спасает? Обычные памперсы, в которые мы и заворачиваем наши экспонаты. Иногда используем поролон.
Гоголь и «скучный, несносный Курск»
Выставка приехала из Москвы именно в Курск не случайно – именно здесь Гоголь подсмотрел жизнь провинции, познакомился с людьми, ставшими прототипами многих персонажей «Ревизора». Как гласят исторические справки, в 1832 году писатель по дороге в имение к своей матушке в Полтаву застрял в нашем городе на несколько дней. Он писал: «Не сделавши 100 верст, переломал так свой экипаж, что принужден был прожить целую неделю в Курске, в этом скучном и несносном Курске». Однако досадная недельная задержка позволила ему неожиданно увидеть русскую глубинку. Он рассматривал улочки и трактиры, вывески торговых заведений, гулял по общественному Лазаретному саду. Считается, что образы Плюшкина и слуги Осипа «подсмотрены» именно на курской земле.
Русский классик познакомился с местным губернатором Павлом Демидовым, человеком сказочно богатым и очень своеобразным. Позже Гоголь напишет ему: «Теперь, когда мне удалось услышать лично из уст ваших просвещенный образ ваших суждений и глубокое знание России, редкое в государственном человеке, и ваш твердый, верный взгляд на вещи и ваши мнения, когда все это удалось, говорю: неужели я буду так глуп, что не постараюсь ими воспользоваться?»
Вересаев в книге «Как работал Гоголь» утверждал: «Мы имеем реальное доказательство, что в «Ревизоре» Гоголь описывал как раз Курск и курский трактир – единственный, который он имел возможность наблюдать. В первоначальном наброске комедии Хлестаков сообщает, что едет в Екатеринославскую губернию (в окончательной редакции – в Саратовскую), что в Туле его обчистил в карты пехотный капитан (позднее заменено Пензой), а из слов Осипа узнаем, что им до места «всего треть верстов осталось». Маршрут из Петербурга в Екатеринослав идет через Москву, Тулу, Курск. И Курск лежит точно на одной трети пути от Екатеринослава к Петербургу».
Марина РОМАНОВА, фото Андрея КОРНИЛОВА