Автор «Иронии судьбы-2» и «Участка» призывает курян читать
На прошлой неделе в области произошло весьма знаменательное событие: в рамках проекта «Большая книга – встречи в провинции» в областной центр приехали писатели Алексей Слаповский, Александр Кабаков и Андрей Балдин.
Они встретились не только с жителями Курска. Побывали в Курчатове, Фатеже и Рыльске. Широкой аудитории более знаком Алексей Слаповский – автор сценариев сериалов «Остановка по требованию», «Участок». Он принял и непосредственное участие в создании фильма «Ирония судьбы. Продолжение».
Все гости – финалисты и победители национальной литературной премии «Большая книга». Визиты в провинцию, по их мнению, должны повысить интерес к качественной литературе. А чтобы не быть голословными, в каждом регионе они оставляют по нескольку комплектов своих книг.
«Массовая литература, имеющаяся в библиотеках, и без того в избытке встречается на книжном рынке, – заметили организаторы проекта «Большая книга – встречи в провинции». – Мы же хотим познакомить жителей регионов с теми авторами, чье творчество по достоинству оценено экспертами и жюри Национальной премии «Большая книга».
«Участок» написал на спор»
Алексей Слаповский больше известен как сценарист многосерийных фильмов. Именно он придумал «Остановку по требованию» и «Участок». В одном из интервью писатель рассказал, как появились сценарии к полюбившимся сериалам. «Сидел в своем Саратове, смотрел кино, и мне мало что нравилось, – говорил Слаповский. – С книгами у меня так: если не нахожу то, что хочу прочесть, пишу сам. С кино получилось так же: начал сочинять сценарии фильмов, которые сам хотел бы увидеть. Писал свои истории в стол, пока волею судеб не оказался на «Первом канале», где меня спросили: а что бы вы вообще хотели? Я составил несколько заявок. Одна из них называлась «Остановка по требованию». Идея «Участка» принадлежала режиссеру Джанику Файзиеву. Он как-то сказал: «Хотелось бы какой-нибудь деревенской истории, ты же знаешь деревню?» Ну да, знаю, родился там, рос некоторое время и приезжал каждый год. А он продолжает: «Что-нибудь типа Анискина, но по-другому. Только этого ведь никто не сделает, это же страшно сложно, потому что она должна быть простая». Говорю: «А на спор?» Так что история родилась в определенной степени на спор».
Как признавался Слаповский, он сначала хотел, чтобы роль участкового играл Михаил Ефремов. В итоге ее исполнил Сергей Безруков. «Безруков мне всегда нравился, – пояснял сценарист. – Сережа из тех актеров, которые текст знают, а утруждаются этим далеко не все. Но одно дело, когда актер нравится, и другое – твои представления об образе. Мне казалось, что Ефремов ближе к тому, чего я себе навоображал. Потом пришел Безруков, и я понял: попал. Не потому, что Ефремов хуже, а вот убедил!»
Прокомментировал Алексей Слаповский и неоднозначное отношение зрителей к «Иронии судьбы-2». «Как хороших слов, так и плохих было достаточно, – заметил он. – До сих пор не пойму – зачем так серьезно относиться к этому фильму? Ну не «Война и мир», ну боже ж мой, жанр есть жанр. Замечательное кино было у Рязанова, но не «Гамлет» же, а великолепный образец развлекательного искусства».
«Приходят «с умным человеком поговорить»
На встрече в Курске лауреат премии «Большая книга» Александр Кабаков заметил, что современная литература лучше, чем та, которая была 10 лет назад. «Во-первых, она расширилась: есть серьезная и массовая, а также экспериментальная литература, – пояснил писатель. – Во-вторых, становится больше новых имен, и при этом растет качество».
Кабаков часто ездит по стране и общается с читателями. Говорит, писателя воспринимают как человека, знающего ответы на все вопросы. «Обычно старшее поколение спрашивает, что делать, как жить, – рассказывал в одном из интервью Александр Абрамович. – К сожалению, на такие встречи приходит много людей, которые даже не читали книги. Они приходят «на писателя». Спросить про жизнь. Или поспорить – это, как правило, коммунисты. Пожилые люди любят уличить в употреблении ненормативной лексики. Меня в этом сложно упрекнуть, максимум один раз на 300 страниц, но они находят это место, помечают в книжке закладкой и требуют ответа. Уверен, как идут на «писателя из Москвы» в местную библиотеку, так пойдут и на «художника из столицы» в местную галерею. Придут такие же люди, с теми же целями: это то, что называется «с умным человеком поговорить». Но ездить интересно: в регионах немного другая жизнь, и она не умирает».
Кабаков признался, что очень серьезно относится к литературе и считает, что у нее есть мистические свойства. «Она таинственным образом связана с жизнью, – поясняет писатель. – Поэтому я, например, никогда не убиваю главного героя. Недавно умер Василий Аксенов. Когда я прочитал его роман «Кесарево сечение», где старики заканчивают полужизнью-полусмертью, подумал: зря. И вот он полтора года провел в полужизни, в полусмерти».
Александр Кабаков неоднократно говорил о своей антипатии к коммунистам: «Какие у меня могут быть к ним симпатии?! Большая часть моей жизни прошла при коммунистическом режиме. Жизнь была отвратительной. Всего, чего я добился, я добился благодаря тому, что этот режим рухнул. Я ведь ни одной серьезной строчки не мог опубликовать при коммунистах, не считая юмористических рассказов ,никогда не реализовался бы как писатель и как человек. Писал «в стол». Вся жизнь, даже бытовая сторона ее, была при них отвратительной. За что же мне их любить? Вообще считаю коммунизм величайшим злом и искушением, которое было перед людьми. Наша страна их не выдержала и до сих пор за это расплачивается».
Кабаков долгое время занимался журналистикой, что позволило ему ближе познакомиться с жизнью политического бомонда. «Все это вызывает ироническое или брезгливое отношение, – резюмирует он. – Но это касается любой политики, кроме коммунистической или фашистской. Там не до смеха».
Михаил ХРОМОВ
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 37 (779) от 15 сентября 2009 года
Грибы помогают избавиться от депрессии и лишнего веса, но могут быть смертельно опасны