«Русский Дисней» родом из Курска
19 августа исполнилось 95 лет со дня рождения курянина Бориса Дежкина, на чьих мультфильмах выросло несколько поколений. «Необыкновенный матч», «Шайбу! Шайбу!», «Приходи на каток», «Чиполлино» с детским восторгом смотрели еще прабабушки нынешних дошколят. Его «Веселых Человечков» – Карандаша, Самоделкина, Гурвинека – помнят и любят зрители всех возрастов.
Дежкина называли «русским Диснеем» – мультипликация была его жизнью. И на картинах великого Уолта Диснея он учился всем тонкостям ремесла. Хотя стиль у Бориса Петровича, которого называют основоположником музыкально-динамической анимации, был другой. В довоенном и послевоенном кино все самые эксцентричные сцены в мультиках создал именно он.
– Он родился в Курске в семье почетного железнодорожника. Когда отец перебрался в Москву, Борис устроился на подшипниковый завод слесарем-инструментальщиком, – рассказывает его вдова Ольга Гайдук-Дежкина. – Работал, а в свободное время рисовал. Особенно удавались карикатуры – злые и всегда острые.
Однажды его карикатуры на заводскую жизнь поместили в стенгазету, после чего Бориса вызвали к директору. Он так испугался, что собрался увольняться! Но директор оказался человеком прогрессивным, сказал: «Рабочих у нас много, а художников мало. Надо учиться, дружочек». И сам свел его со знакомым живописцем, а через того – со знаменитым Алексеем Радаковым, который вел курсы карикатуристов при журнале «Крокодил». Так Дежкин оказался профессиональным художником.
Над мультиком про кукурузу смеялся Хрущев
– Говорили, что Борис Петрович самообразовывался по фильмам Диснея, покадрово перерисовывал целые сцены и часами их изучал.
– Это правда, – вспоминает Ольга Владимировна. – Хотя стиль у него совсем другой, тонкости профессии изучал именно по Диснею. Конечно, на него сразу повесили ярлык так называемой «диснеевщины». Борис не спорил: «Да, я последователь Диснея». Но он не подражал кумиру слепо, не копировал. С восторгом он смотрел и фильмы Чаплина.
– Это видно на экране: Дежкин выработал неповторимый стиль, его рука узнается мгновенно.
– Любой человек, знавший Бориса лично, но не смотревший мультфильмы, сразу определял: «Это сделал Дежкин!» У него была яркая, индивидуальная манера. Кому-то она, может, казалась грубоватой, дерзкой, но он сам был таким человеком. При удивительной внутренней нежности и доброте оставался дерзким, старался прятаться под оболочкой напускной резкости. Ему всегда хотелось подчеркнуть негатив, чтобы люди скорее осознали это и стали немного лучше.
– А откуда в его фильмах взялось приплясывание? Ведь все герои – будь то спортсмены, животные, овощи – постоянно приседали в такт музыке, пританцовывали: «Ум-ца, ум-ца, ум-ца » Сам же он так не ходил?
– Сам – нет. Просто взял да и придумал своим героям такой штрих. Фирменное клеймо, которое не спутаешь ни с кем. Это тоже – от его нутра.
– У наиболее талантливых мультипликаторов есть свои «визитки» в кино. Чем гордился Борис Петрович?
– В первую очередь, куплетами сорняков в мультфильме «Чудесница». Эту оду кукурузе очень любил Хрущев. Но вам все подтвердят, что популярность фильму обеспечили приблатненные чертополохи с их зажигательными куплетами под гитару. В «Футбольных звездах» есть потрясающие чаплинские ботинки, которые появлялись на поле и посылали мяч в поднебесную. Борис считал, что наши футболисты не умеют пасовать, а только давать свечи. В картине «Матч-реванш» он делал «Летку-Енку». Там был клоун – это сам Борис, его страдания. Если внимательно посмотреть его танец, в нем можно увидеть всю боль режиссера. Таким Дежкин остался на экране – несчастным клоуном с внутренним плачем.
Клоун с внутренним плачем
– Откуда мог возникнуть внутренний плач? Вроде благополучный режиссер, солидный список фильмов. Какие были проблемы?
– Во-первых, они возникали из-за неуживчивого характера. Он был неудобным человеком, не состоял в партии, не участвовал в общественной жизни. Мог вспылить, накричать, ругнуться, но отходил быстро и тут же начинал работать. Руководство не понимало стиля его работы. Продумывая сцену, он не сидел целый день за столом, а ходил. Пойдет на стадион, с детьми поговорит, посмеется, гол забьет. А в голове продолжает обдумывать. Мог растолкать меня посреди ночи: «Оля, слушай!..» У него все время шла работа мозга. А потом прибегал на студию, садился и быстро переводил все на бумагу. Этого не понимали. «Как это? Все сидят, работают, он же где-то ходит, а потом приносит готовую сцену!» Индивидуалистов, одиночек у нас никогда не любили.
– А права самому ставить кино он легко добился?
– Нет. У него была «золотая рука», и он очень быстро делал анимацию для ведущих режиссеров, поэтому потерять лучшего мультипликатора и получить еще одного режиссера студия не хотела. Но он уже созрел для самостоятельной работы, и удержать его в узде было крайне сложно.
В 1946 году Дежкин поставил «Тихую поляну» – динамичную, спортивную историю о футбольном матче между медведями и зайцами. Через два года экранизировал горскую сказку «Слон и муравей», еще через два – репортаж о лесных велосипедных гонках «Кто первый». В 1951-м вышла потрясающая северная сказка «Сердце храбреца». После шумного успеха фильма Дежкину не давали постановки несколько лет. Он был вынужден вновь кропать мультипликат для студийных мэтров. «Вытащил» его легендарный Мстислав Пащенко – вместе они поставили «Необыкновенный матч» – еще одно обращение к футбольной теме, только теперь соревновались мягкие и деревянные игрушки. Фильм получил массу международных призов, и режиссерская карьера Дежкина вновь пошла в гору.
– Скажите, а как Борис Петрович потерял глаз?
– Во время войны. Студия не успела эвакуироваться, ребята ходили тушить зажигалки, ловить бомбы. В тот день они сидели у Романа Давыдова, который впоследствии снимет «Маугли». Бомба попала в дом, Борис закрыл телом жену, осколок поразил левую сторону его лица. Шрамы долго не заживали, но, самое страшное, конечно – потеря глаза.
Беленькие девочки
– У вас очень большая разница в возрасте, больше 20 лет. Как познакомились?
– Сложно Теперь уже можно рассказывать. Борис Петрович был младшим братом мужа моей тетушки. Приходил в наш дом крайне редко, но всегда обращал на меня внимание, хотя я была еще маленькой девочкой. Когда мне исполнилось двадцать, он меня сфотографировал, с тех пор его лирические героини – все эти беленькие девочки-фигуристки – стали похожи на меня. И внешне, и по походке. Любовь между нами возникла сильная. Дома, конечно, никто нас не понял Но мы прожили вместе 30 лет. И я так его люблю, что до сих пор не могу говорить о нем без слез.
– А вам мультипликация была интересна?
– Да, я жила его жизнью и даже иногда трюки для Бориса придумывала – зарабатывала 20 копеек. Идешь с ним, беседуешь и фантазируешь. Мы часто ходили пешком, и разговор шел всегда только о его кино. Он рисовал дни и ночи. У нас вся квартира была в рисунках. Если я просила Бориса сходить в магазин, то все было зарисовано – хлеб, масло, молоко с каплями. «Мультипликация – моя жизнь, моя страсть, моя боль», – всегда говорил он. Борис прислушивался к каждому звуку – как течет вода, шелестят листья – и всё переносил на бумагу. Он все видел в движении: как двигаются ваши глаза, как порхает бабочка, распускаются цветы. Поэтому возмущался, кода в мультфильмах коллег рука двигалась, а голова – нет. В его работах если бежала девочка, то летели ее волосы, развевалось платье
Первый раз Борис Дежкин женился, когда ему еще не было двадцати. Фаина Епифанова, ведущий мультипликатор «Союзмультфильма», была старше него на несколько лет. Их сын Сергей тоже связал свою жизнь с анимацией.
Кино закончилось
Последние 10 лет своей жизни Борис Дежкин не снимал.
– Он начал снимать очень острое кино. Первой ласточкой, в середине 60-х, стал фильм «Где-то я его видел?» с участием знаменитых «Веселых Человечков» – Карандаша, Самоделкина, Гурвинека, Незнайки и других, – вспоминает Ольга Владимировна. – Буратино же предстал с фамилией Обещалкин. Это была злая сатира на тему бесконечных обещаний и невыполнений. Затем появился фильм «Это не про меня». Когда у нас еще никого не разоблачали, Дежкин в небольшом фильме вдруг разоблачил всех. «Нет печальней повести, чем повесть о потерянной совести» – звучал в финале перефраз Шекспира. Фильм так где-то и лежит на полке. Затем Сергей Михалков запретил приглашать Дежкина в «Фитиль», для которого он снял несколько прекрасных сюжетов. А после 1984 года «Союзмультфильм» не принял от Бориса Петровича ни одного сценария. В ноябре 1991-го на почве переживаний он заболел.
Когда он умер, на «Союзмультфильме» даже удивились, что он Заслуженный деятель искусств РСФСР. Его похоронили на Ваганьковском кладбище. На похоронах до меня доносились реплики: «Надо назвать студию именем Дежкина! Это наш учитель!» Позднее я спросила у Федора Хитрука совета, куда деть рисунки Бориса, которыми была забита вся квартира. Он ответил: «Отдайте все в Музей кино». Я так и сделала. А еще мне не раз предлагали написать книгу. Ну кто сейчас знает, кто такой Дежкин? Спроси любого – никто не ответит. Такова наша жизнь. Я не Марина Влади, а он не Высоцкий. Но даже в этом случае я бы не стала писать. Личные отношения двух людей не имеют будущего. Фильмы – да. Дети их видели и радовались, и дальше будут смотреть и радоваться.
Ирина СМИРНОВА, по материалам Аниматор.ру
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 34 (776) от 25 августа 2009 года
Если человек пропускает завтрак или обед, мозг дает команду организму запасать жир