Куряне на броненосце «Потемкин»
В легендарном восстании матросов на броненосце «Потемкин» в 1905 году участвовали и наши земляки. Об этом «ДДД» рассказал Олег Голеусов, председатель Курского морского клуба «Кают-компания».
Эскадренный броненосец, названный в честь фаворита императрицы Екатерины II князя Григория Потемкина-Таврического был заложен 15 декабря 1897 года на верфях Николаевского Адмиралтейства. 20 мая 1905 года «Князь Потемкин-Таврический» вступил в строй. Кто мог тогда подумать, что этот красавец-броненосец, самый мощный корабль Черноморского флота спустя всего месяц станет известен не только всей России, но и далеко за ее пределами, оказавшись на гребне революционной волны.
Восстание из-за червивого мяса
14 июня на корабле вспыхнуло вооруженное восстание. Внешним поводом к этому стал отказ команды от обеда, приготовленного из червивого мяса. Командир броненосца Голиков пытался уговорить матросов не бастовать. Возможно, все бы обошлось, но тут роковую роль сыграл офицер Гиляровский. Загородив дорогу небольшой группе матросов, он объявил их зачинщиками и, когда караул отказался стрелять, выхватив у караульного винтовку, поднял ее на матросов. Это взорвало терпение команды. Вскрыв ружейную комнату, матросы захватили винтовки и начали разоружать офицеров. В завязавшейся перестрелке был убит командир корабля, старший офицер, еще несколько офицеров, остальные – арестованы.
В составе экипажа мятежного корабля были и наши земляки. До недавнего времени мы знали имена четырех – машиниста 2-й статьи Владимира Лапшина, подшкипера Льва Сафронова, кочегаров Иллариона Малышева и Афанасия Озерова. Но оказалось, что на «Потемкине» служил еще, как минимум, один курянин (а, может, есть и еще неизвестные «потемкинцы»?) Степан Синяков, о котором стало известно благодаря «его величеству случаю».
О том, что Степан Герасимович служил на броненосце «Потемкин» в 1905 году, поведала его внучка Любовь Касьянова. «Я не очень много помню о дедушке, но в деревне Алябьево Курского района живут его сын Егор Степанович и дочь Зинаида Степановна», – сказала Любовь Ивановна, пообещав узнать подробности из жизни деда, поискать документы и фотографии.
К сожалению, сведения о Степане Синякове оказались очень скудные – несколько пожелтевших снимков давностью в 100 и 50 лет, удостоверение, выданное Управлением делами Доброфлота в Одессе (1917 год), пригласительный билет на торжественное собрание трудящихся Москвы с представителями армии и флота, посвященное 50-летию со дня начала восстания на броненосце «Потемкин».
Родился Степан Герасимович 10 апреля 1879 года (28 марта по старому стилю) в деревне Чуйково Курской губернии в семье сельского сапожника. Жили небогато, но и не бедствовали. По сельским меркам, получил неплохое образование, окончив местную школу. Поэтому, когда подошло время идти в армию, Степана определили на флот. Там он попал на новейший и самый мощный на Черноморском флоте эскадренный броненосец «Князь Потемкин Таврический». В общей сложности прослужил на флоте 7 лет. Принял активное участие в восстании.
Овладев кораблем, матросы избрали свой руководящий орган – судовую комиссию, назначили новый командный состав. Было принято решение вести броненосец в Одессу. Придя туда, восставшие совместно с рабочими города торжественно похоронили смертельно раненного в самом начале мятежа одного из своих руководителей Вакуленчука. Затем произвели с броненосца несколько боевых выстрелов по местам скопления царских войск и отрядов полиции.
Император Николай II был потрясен известиями о событиях в Одессе. «Примите немедленно самые жестокие, решительные меры к подавлению восстания, как на «Потемкине», так и среди населения порта. Каждый час промедления может в будущем стоить потоков крови», – телеграфировал он командующему войсками Одесского округа генералу Каханову.
Судьба мятежного корабля
На броненосце на исходе были топливо, вода, продовольствие. Но пополнить запасы в Одессе не было никакой возможности. Поэтому решили идти в румынский порт Констанцу, чтобы приобрести уголь, запастись провизией и водой. Румынские власти, идя навстречу просьбе царского правительства, отказались снабдить «Потемкин» всем необходимым. Мятежный броненосец вынужден был уйти в Феодосию, но и там пополнить запасы не удалось.
Между восставшими разгорелись споры по поводу дальнейших планов. Большинство решило снова идти в Румынию. 7 июля 1905 года «Потемкин» и следовавший с ним миноносец «№267» прибыли в Констанцу. Трудящиеся устроили морякам теплую встречу. Корабли были интернированы, а потемкинцы по разрешению румынского правительства стали политическими эмигрантами. Многие перебрались в Болгарию, Англию, Аргентину и другие страны. Оставшимся, в том числе и нашему земляку Синякову, помогли найти работу.
«Румынский период» жизни Степана Герасимовича продолжался около 8 лет. После возвращения из эмиграции поступил на работу в мастерские Добровольного флота в Одессе, о чем свидетельствует удостоверение, выданное «ратнику Морского ополчения» Синякову. В 1914 году Степан Герасимович женился на девушке из обедневшего дворянского рода Пелагее Савельевне, от брака родились трое детей – два сына (Иван и Георгий) и дочь Зинаида. Старший Иван умер в 1969 году. Георгий и Зинаида живут в селе Алябьево, а внучки Синякова Любовь Ивановна и Алла Ивановна – в Курске.
После октябрьской революции 1917 года Степан Герасимович с семь-ей переехал на малую родину в Алябьево. И до ухода на пенсию работал на железной дороге. В 1955-м в СССР торжественно и широко отмечали 50-летие восстания на броненосце. К тому моменту в стране проживали 70 бывших потемкинцев. Все они, в том числе и наш земляк, были 27 июня приглашены на торжественное собрание в Колонном зале Дома Союзов. Скончался Степан Герасимович 18 марта 1964 года в возрасте 85 лет, похоронен на погосте родного села.
А какова же судьба мятежного «Потемкина»? Осенью 1905 года румынские власти вернули его России, изрядно пограбив. В России броненосец вошел в состав действующего флота, но уже под новым символичным именем «Пантелеймон». В 1907-м был переквалифицирован в линейный корабль. 31 марта 1917 года линкор снова переименовали в «Потемкин Таврический», однако название не прижилось (возможно, из-за свержения в России монархии). 27 апреля 1917-го в списках отечественного флота появился «Борец за свободу», после чего бывший броненосец более не переименовывался. В 1920-х годах корабль был утилизирован.