Чего ждет от Года Быка село Быки
Сейчас местечко Быки Курчатовского района под пристальным вниманием. Едва ли не каждый день сюда наведываются журналисты. Местные жители встречают пишущую братию подготовленными, оперируя точными цифрами и историческими выкладками.
Такое внимание к поселку и такая дисциплинированность его жителей объясняются очень просто: это самый «новогодний» пункт Курской области. Бык – символ грядущего года. Местные прозываются «быковцами», историческое занятие их – скотоводство. Легенда гласит, что предки селян обслуживали воровскую банду... А еще раньше сами промышляли разбоем. Современная история села прошла под знаком поиска кладов. Искали то золотую карету Екатерины II, то золотую скульптуру с рогами...
«Быками» прозвал Тютчев?
Бабульки, жительницы Быков, говорят, что их бабки прислуживали Тютчеву. Жил тут, мол, такой граф. Добавляют, что никак не тот, что был писателем. Только вот имя-отчество того благородного Тютчева затерялось в истории. Тверды быковцы только в одном – скотину граф держал, в честь быков свое село и назвал. Существует в народе и другая точка зрения.
Поселок расположен вдоль Сейма, за которым гряда крутых холмов. Есть мнение, что через эту местность проходил «Екатерининский шлях». По дорогам двигались караваны, а по реке – баржи. Купцы, путешественники, казенные люди шли с товаром на запад через Украину и возвращались с деньгами на родину. Один из холмов в народе кличут «Кудеяровой горой». По преданию, на 70-метровой вершине обустроилась ватага Кудеяра, легендарного разбойника, персонажа русского фольклора. Сказанья о нем широко распространены в легендах всех южных и центральных губерний России — от Смоленской до Саратовской. По одной версии, это был опальный барин, скрывавшийся от гнева царя Ивана Грозного, по другим – его брат, по третьим – хитроумный разбойник из народа.
«Это название – Быки – принес нам сам Кудияр, – охотно вступает в разговор старожил Николай Кузьмич. – На пойменные луга он отселял инвалидов, выбывших из его стана. Тут они пасли скот, который шел на пропитание войска».
Наш случайный собеседник в Быках живет всю жизнь – 65 лет. То ли из любви к родному селу, то ли из-за того, что работает школьным учителем, но об истории Быков знает очень много. Наследие Кудеяра, по его словам, это фамилии селян. К исконно коренным относятся Датских, Щербаковы, Воротынцевы. «Датских – крупные, дерганые. Фамилия говорит сама за себя – в любой момент готовы дать в морду, – хитро улыбается селянин. – Воротынцевы – настоящие воротилы, власть на селе в революцию перевернули. У Щербаковых все на лице написано – щербатые, с ними тоже не заскучаешь».
И все же сейчас на селе драчунов не сыскать. Средний возраст жителей приближается к 70 годам, а этим не до драк. «По состоянию на 1961 год в селе числилось 2 тысячи 150 человек, сейчас осталось 170, и те – все пенсионеры, – продолжает местный житель. – Кое-где рядком по 10 хатенок пустует... А если село вытянуть вдоль дороги, то общая его протяженность будет с 7 километров».
В прошлом Николай Кузьмич – бригадир и инженер колхоза. Помнит времена, когда численность колхозного стада доходила до полутора тысячи голов. «Ты только погляди! Вот там 87 гектаров пустует, там – 230 гектаров, – тычет пальцем осведомленный Кузьмич. – А сейчас по дворам только и осталось, что 7 голов». У самого быковца корова да теленок. Норов рогатого племени бывший колхозник изучил сполна. «Бык – защитник, вояка. У него всегда была задача защищать все стадо. Так что в наступающем году мы должны отбиться и что-то себе завоевать!»
– Ну, жители Быков-то уж точно! Местные верят, что в наступающем году им повезет?
– Ты лучше спроси, народ между собой общается?! Улица, вишь, пустая. И с кем разговаривать, если рядом 5 домов без хозяев. Что нам нужно? Пенсию побольше, вот и все счастье.
Центр судостроительства
Словоохотливый и радушный мужичок зовет нас в школу. Несмотря на то, что в Быках всего 10 детей, учебное заведение продолжает работать. Со входа попадаем прямиком в кабинет-мастерскую. Наш Кузьмич на поверку оказывается «трудовиком». Перепачканный углем для топки школьной печи, он тут, как говорится, на все руки. В углу притаились деревянные корабли. Кузьмич скромно замечает, что ведет еще и кружок технического творчества.
В масштабе «1 к 100» выполнена точная копия «Байкала» – корабля, исследовавшего Амурский лиман. В 1849 году его экспедицией было доказано, что Сахалин — это остров, река Амур доступна для судов с моря и существует сообщение двух морей — Японского и Охотского. Над точной копией уже три года трудится 15-летний школьник Саша Сбротов. В модели 1200 деталей: с помощью лебедок спускаются паруса, в трюм ведет деревянная лестница, на борту – пушки, на специальных подвесках – спасательные шлюпки. Корабль еще не закончен – на его строительство понадобится не меньше года.
Кузьмич говорит, что работа ведется к юбилею Петра I – в 2010 году исполняется 285 лет со дня смерти императора, сделавшего Россию морской державой. «Трудовик» устроит «морской бой» – суда спустят на воду, чтобы проверить, чей корабль способен развить большую скорость. Корабли без моторов, а это значит – придется ждать ветреную погоду.
«Ты знаешь, у нас тут полячка живет, – словно опомнился наш «гид». – Муж ее притащил сюда, сам помер, а она вот мается в деревне. Девкой симпатичная была... Фигура словно точеная. Ты зайди, поговори с нашей иноземкой... Пусть расскажет, как ей в Быках живется».
Ядвига Антоновна – школьный учитель математики – встретила нас с обычным для русской хозяйки заклинанием: «У меня тут раскардаш, ой, как неудобно-то!» Иностранка запросто вворачивает «бытовые словечки» в разговоре. Только выходят они у нее как-то не по-русски, с западным акцентом: «Нахлобучэть, шарахатьса»... Едва ли не с порога учительница признается, что часто со школьниками прибегает к хитрости. Чтобы не привлекать внимание к собственной речи, на уроках часто произносит: «Чэтай задачу сам».
Знакомству с Ядвигой Антоновной мы были удивлены. Как будто встретили здесь постаревшую Марину Влади. В свои 68 лет иностранка остается привлекательной женщиной.
«Кто сказал, что я польачка? – удивляет наш вопрос улыбчивую и добродушную женщину. – Кто-то был в роду польак, но, вообще, я белоруска, с мужем познакомилась под Калининградом, где работала в армии. Он меня и притащил в это пекло».
«Пеклом» деревню называет Ядвига Антоновна потому, что нищета, потому, что далеко от цивилизации и потому, что приходилось много работать. Чтобы прокормить себя и свою семью, держала большое хозяйство. А это адский труд. Вот и «пекло».
Сейчас у Ядвиги Антоновны, которую на селе называют попросту Ядей, есть корова. Кормилица необходима женщине: благодаря ей она может помогать семье сына. По нашей просьбе выгоняет из загона свою Зорьку. Завидя чужаков, корова боязливо пятится назад. «К нам приходят уколы делать, вот она и боится. Лично я на эти процедуры смотреть вообще не могу – бедняжка очень страдает. Моя еще терпеливая, а иная корова даже на коленки от уколов падает», – лицо женщины искажает ужас. Пара снимков для материала, и наш фотограф сочувственно извиняется: «Не будем мы тебе уколы делать, уходим, милая!»
В погоне за кладами Кудеяра
В 1925 году государство впервые обратило внимание на охрану археологических памятников от варварского уничтожения. Уголовную ответственность за причинение ущерба археологическому памятнику нес не только кладоискатель (принудительные работы до одного года с конфискацией), но и должностные лица, не предотвратившие уничтожения народного достояния. Но вопиющие случаи варварства известны с советских времен. Например, курский археолог Юрий Липкинг в середине 50-х годов сообщал о раскопках на «Кудеяровой горе»: «Один служащий из соседнего села, человек, увы, образованный, пробил на городище яму в 6 метров глубиной, далеко углубившись в нетронутый от веков материк – мергель. Он безуспешно искал золотую карету Екатерины II, якобы похищенную местными разбойниками и, согласно бытующей в этой местности легенде, закопанную на городище где-то «под тремя дубами»...
Археологи склоняются к мнению, что был особый народ, прозванный «кудеярами». Говорили на непонятном для крестьян языке, имели собственные традиции. По преданиям, они обитали в курском крае. В повести Юрия Липкинга «Кудеяров стан» говорится, что у кудеяр были поселки в самых глухих местах, в лесу да среди болот. Жили они в длинных избах, одной на каждое поселение. Однажды поп из соседней деревни прикинулся избитым до полусмерти, лег на тропинке, ведущей к кудеярскому селению. Его пожалели и принесли в свой стан. Дело было под их самый главный тайный праздник. Одели кудеяры попу мешок на голову, руки-ноги связали, чтобы тот ничего лишнего не увидел. Но хитрец прокусил в мешке дыру. Видит: площадка посреди стана, в центре столб, на нем баран из чистого золота. Вокруг кудеяры хороводы водят...
Утром проводили попа до селения. Тот осмелел: «Все я видел, знаю, что вы золотому барану поклоняетесь. Отдайте мне барана, а нет – за безбожие да идолопоклонство всех огнем сожгут». Решили кудеяры бежать: барана золотого в землю закопали, а сами в дальние леса ушли, не то в Сибирь, не то в Карпаты. Рассказывают, до сих пор по ночам там земля гудит и огоньки светятся, где барана закопали. А самые отчаянные кладоискатели по сей день того барана надеются откопать...
Это интересно: Слово «Бык» имеет множество значений. Быки – наклонные массивные бревна, стропильные ноги в деревянной конструкции кровли. Также – промежуточная опора моста или гидротехнического сооружения. «Быками» называют и биржевых игроков, играющих на повышение. Предвидя рост курса ценных бумаг и способствуя ему, «быки» заранее скупают акции, курс которых должен повыситься. Название «быки» связано со стремлением таких игроков поднять цены «на рога». «Бычками» прозваны рыбы семейства окуньковых. Свое «имя» рыбы получили за сходство с рогатыми млекопитающими. На жаберных крышках у них два мощных, похожих на «рога» шипа, играющих защитную роль. «Рога» у разных видов бычков различны по размерам и форме – бывают прямые, загнутые, вильчатые, с несколькими выростами. Пожалуй, самая большая загадка – почему называют «бычками» окурки. Есть версия, что пепельница, наполненная окурками, напоминает раскрытую банку «Бычков в томате». По другой теории, название связано с тушением окурка. Докуренную сигарету тушат нажатием, что напоминает бодание быка.
Нелли ЕФИМОВА
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 51 (741) от 23 декабря 2008 года
С помощью Лифтборда рекламодатели ловят клиентов в... лифтах Курска