Курская жизнь имама Шамиля
Легендарный кавказский имам Шамиль дважды бывал в Курской губернии. До конца дней он слал благодарственные письма нашему князю, генерал-фельдмаршалу Александру Барятинскому, чье родовое имение Марьино находится неподалеку от Рыльска.
Бен Магомет Шамиль Эфенди был третьим имамом Дагестана и Чечни. В историю он вошел, как человек, который в течение 25 лет являлся вождем «газавата» (священной войны) кавказских народов против царской России. С курским князем судьба свела его 24 августа 1859-го, когда войска под командованием Барятинского взяли штурмом неприступный высокогорный аул Гуниб. Там вместе с семейством и остатками подданных укрывался Шамиль. «Великий имам» был пленен, Кавказская война, длившаяся 37 лет, закончилась.
Благодарственные письма князю Барятинскому
Примечательно, что до самой своей кончины Шамиль вел дружескую переписку с пленившим его князем. Он трогательно величал Барятинского не иначе как «доблестный фельдмаршал», «маяк величия на горизонте славы», «князь Наместник», «источник благоденствия и осуществитель всех благих надежд». Себя имам называл при этом «больной и слабый Шамиль», «бедный перед Богом старец», «дряхлый старец Шамиль» После смерти Шамиля 4 февраля 1871 года по дороге в Мекку, куда его отпустил император для совершения хаджа, с благодарственными письмами и просьбами обращались к Барятинскому жены Шамиля.
Князь, которому пленение «великого имама» принесло славу и признание (он был пожаловал императором орденом Андрея Первозванного, а затем возведен в сан генерал-фельдмаршала), обращался с пленником с не меньшим почтением. Об этом красноречиво свидетельствуют уцелевшие письма Александра Ивановича. Барятинский писал Шамилю: «Душевно рад, что великий государь удостоил вас своих милостей и дал вам в Калуге спокойный приют Мне приятно было узнать из вашего письма, что вы довольны своим настоящим положением »
Шамиль был необычным пленником. С самого начала отношение к нему было особое. Очевидцы тех событий сообщали, что по случаю его прибытия в Северную столицу была приготовлена великолепная иллюминация, «какой никогда не было в Петербурге», даже по случаю коронации. Встречал «почетного пленника» сам государь Александр II. «Ты расстраиваться не будешь. Я тебя устрою, и мы будем жить друзьями», – сказал император.
Слово свое он сдержал. Шамилю с семьей был предоставлен двухэтажный особняк в Калуге, прислуга, экипаж и 15 тысяч годового содержания. А в конце 1866 года некогда грозный и непокорный Шамиль, создавший на Кавказе своеобразное военно-теократическое государство и провозгласивший себя «великим имамом», присягнул на верность России.
В Курске горец бывал дважды
В Курске Шамиль бывал дважды. 9 сентября 1859 он со своей свитой останавливался в нашем городе во время этапирования с Кавказа в Санкт-Петербург. Губернатор Бибиков пригласил почетных пленников на выступление итальянской оперной труппы под руководством Бергера. По свидетельствам очевидцев, «Шамиль и его свита с неподдельным вниманием смотрели на сцену; слушая арию Элеоноры из «Травиаты», плакали навзрыд, а отрывок из «Севильского цирюльника» вызвал у них неудержимый хохот».
Вторично в соловьином крае Шамиль гостил в декабре 1868-го. Как о милости, просил он в письмах к князю о свидании. В Марьино плененного вождя непокорных горцев принимали радушно. В честь его посещения здесь установлен памятный знак. Во Льговском имении князя Барятинского якобы специально для него была возведена сохранившаяся до сих пор постройка, именуемая «башней Шамиля». Это трехъярусная беседка со смотровой площадкой наверху. «Башня Шамиля» хорошо видна по дороге на Льгов и является своеобразным «маяком». Легенда гласит, что там пленник молился. По другой версии, башню построили позднее – в память о пребывании здесь знаменитого Шамиля.
Шашка Шамиля хранилась в Марьино
В Марьино самозабвенно почитали культ князя Александра Ивановича – самого прославленного из Барятинских. Фельдмаршал, главнокомандующий русской армии и наместник царя на Кавказе, покоритель Шамиля, член Государственного совета, Почетный член Московского университета. Заслужил почти все награды Российского государства. Влиятельный царедворец, Александр Барятинский ходил в ореоле кавказского героя, любезного друга Александра II.
В память о подвигах Александра Ивановича и победоносного окончания Кавказской войны в 1903 году на берегу пруда в Марьино установили чугунный монумент «Орел», уцелевший и поныне. А в залах дворца кавказская эпопея была представлена внушительной коллекцией живописи большой историко-художественной ценности. Подобной в то время не было нигде. Своеобразный музей Кавказской войны составляли уникальные произведения. Среди них – портреты фельдмаршала в детстве и на вершине своего «звездного» взлета, портреты генералов, казаков, горцев, изображения сражений, атак, виды крепостей, военных поселений, обозов, горных аулов, бытовые сцены, пейзажи. Наконец, батальные полотна: «Штурм Гуниба», «Пленный Шамиль перед главнокомандующим князем Барятинским на Гунибе 25 августа 1859 года», или, как она иначе называлась, «Пленение Шамиля». Обе картины выполнил немецкий художник Теодор Горшельт по заказу брата фельдмаршала Владимира Ивановича.
Первая картина изображает взятие солдатами Апшеронского полка в августе 1859-го почти неприступного высокогорного аула Гуниб, укрепленного обвалом скал, всевозможными препятствиями на горных дорогах и тропах, умелым размещением караула. Картина написана в 1867 году. В том же году она была представлена на всемирной выставке в Париже и завоевала Большую золотую медаль. Затем ее отправили заказчику в Марьино, где уже находилась другая работа Горшельта «Пленение Шамиля», написанная в 1865-м. Художник изобразил около 40 персонажей-участников этого знаменательного события в истории Кавказа. Барятинский показан сидящим в окружении своего штаба. Напротив него стоит Шамиль.
Картину Горшельт создал в Мюнхене. Она, как и все его работы, произвела большое впечатление на жителей города, которые несколько дней могли восхищаться ею. Далее холст отправили в Санкт-Петербург, где он временно выставлялся в Серебряной зале в Царском Селе, затем передали в Марьино. После революции картины были национализированы. «Штурм Гуниба » попал в курский краеведческий музей, а «Пленение Шамиля» – в краеведческий музей Дагестана, где она экспонируется и по сей день.
Картина «Шамиль на коне» была заказана художнику Сверчкову в 1859 году для фамильного дворца по воле Александра Барятинского. Она висела в экспозиции в зале, где находилось кавказское холодное и огнестрельное оружие, доспехи, множество орденов, учрежденных Шамилем для своих подданных. Почетное место в экспозиции занимала шашка имама, которую он отдал князю на переговорах в Гунибе. Личные вещи Шамиля, хранившиеся в усадьбе «Марьино», в том числе его письма к Барятинскому, в 1923 году были переданы в музей Дагестана.
Сергей ЛЕТОВ
Вверх▲
Отзывы читателей (1)
Написать отзыв▼
Владимир
26 сентября 2015, 16:28e-mail: tonkiyva2008@mail.ru, город: ВоронежХорошая статья.
Мне было интересно. Спасибо, Сергей.
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 47 (737) от 25 ноября 2008 года
ООО "Молочный дом" в Курске: С отличным маслом и жизнь прекрасна!