В Курск хотят пригласить Хворостовского
На всемирно известного баритона замахнулся камерный оркестр Курского государственного университета. Завесу этой тайны приоткрыл идейный вдохновитель и худрук коллектива Сергей Проскурин.
На сцене с мировыми звездами
Оркестр подводит итог первой «пятилетки» и строит новые творческие планы. В день, когда официально отмечают первый юбилей, 28 февраля, музыканты преподнесут очередной сюрприз землякам. Праздник, кстати, двойной: юбилей в этом году отмечает не только оркестр, но и его основатель, месяц назад отпраздновавший свое 50-летие. Детище Сергея Георгиевича в 10 раз младше него самого.
Камерный оркестр КГУ известен в мире: где только ни проводили гастроли. Последней поездкой стало путешествие по городам Испании – фестиваль камерной музыки длился около месяца. Выступали с курскими музыкантами звезды российской и мировой величины. Неделю назад на фестивале «Шостакович и Свиридов. Звезда с звездою говорит» оркестр играл на одной сцене с Народным артистом СССР Василием Лановым в литературно-музыкальной композиции по повести Пушкина «Метель».
В конце осени с музыкантами выступала Галина Бойко, оперная певица, солистка музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. По словам Сергея Проскурина, в мае на сцене КГУ планируется поставить оперу Верди «Травиата» с участием полюбившейся курянам гостьи. Партию Травиаты исполнит сама Галина Бойко. Оркестр играл с победителем престижного конкурса Карнеги-Холл Натаном Бэллоу. Американцы, канадцы, французы – география «партнеров» оркестра обширна. Сергей Георгиевич шутит, что к ним живая очередь, в которой с десяток имен.
Привезти в Курск «раскрученных» оперных певцов мысли у Проскурина тоже были. Хотя планы пока призрачные, уже подсчитали – билеты могут быть невероятно дорогими. Это минус, останавливающий дирижера. Подумывали о Баскове... Но пока от этой идеи отказались. «Если уж привозить, то настоящего, – замечает Сергей Георгиевич. – К таким все-таки отношу Дмитрия Хворостовского. Надо все обстоятельно взвесить. Вполне вероятно, что уже скоро его приезд станет реален».
Аналог инструмента со дна морского
Первое выступление музыкантов состоялось в историко-культурном центре «Коренная пустынь». Перед тем концертом прямо на сцене оркестр освятил батюшка. С тех пор в Черноземье лишь один официально зарегистрированный камерный оркестр. Состав коллектива частично обновился: из 16 участников только семеро выступают с самого первого дня. Остальных Проскурин в процессе работы отыскивал по всей стране. Теперь у него работают выпускники музыкальных вузов Воронежа, Ростова, Волгограда.
Известность коллективу принесли не только концерты, но и новые громкие приобретения. Проскурин проявил себя настоящим коллекционером редких музыкальных инструментов. Не так давно специально для оркестра из Москвы доставили контрабас 1820 года. Предполагается, что именно он был в оркестре князя Барятинского. Из Швеции за 11 тысяч евро привезли чембало. Этот музыкальный инструмент более известен как клавесин. Ему 15 лет, но сделан он по таким же чертежам, как и полтысячи лет назад.
Совсем невероятная история – с трубой «барокко». В Швеции со дна моря подняли старинный затонувший корабль. На судне обнаружили две трубы. Когда об этом узнал художественный руководитель курского камерного оркестра Сергей Проскурин, попросил сделать ему копию инструмента. Зарубежные мастера постарались на славу: ни внешне, ни по звуку новый инструмент не отличается от оригинала. А отличие от современных собратьев велико: на этой трубе нет ни клапанов, ни вентилей.
Сергей Георгиевич говорит, что со Швецией, откуда к нему, помимо двух инструментов, привозили и старинные партитуры, связи налажены, пожалуй, лучше всего. В этой стране он проработал 15 лет. И поныне преподает там в Королевской академии музыки.
28 февраля русский камерный оркестр приглашает курян в актовый зал КГУ. В 7 часов вечера здесь состоится юбилейный концерт музыкального коллектива. В 1-й части прозвучат классические произведения для всего оркестра. А во 2-м зрителей ждет «парад солистов» – музыканты будут демонстрировать возможности своих инструментов.
Нелли ЕФИМОВА