Правила предоставления коммунальных услуг гражданам
Курск и область сотрясают коммунальные неурядицы. То холодная вода подается по графику, то вообще на несколько дней курян оставляют без отопления. При этом очень мало кто из потребителей этих, так называемых «коммунальных услуг», знает свои права. С этого номера мы решили полностью опубликовать «Правила предоставлениЯ коммунальных услуг гражданам» со всеми приложениями, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307. Кстати, на данные Правила ссылаются в своих договорах ОАО «Управляющая компания города Курска» и ТСЖ, и важно, чтобы жители знали не только свои обязанности, но и права! В связи с большим объемом Правил, мы вынуждены растянуть публикацию на несколько номеров. Не пропустите!
Появление этого документа продиктовано новым Жилищным кодексом. Этот закон в интересах жильцов потребовал не только четко расписать, каким образом должны предоставляться коммунальные услуги, но и установить порядок изменения размера платы в случае, если они оказываются некачественными или предоставляются с перерывами.
Кроме того, ЖК установил, что жильцы имеют полное право не платить за некоторые услуги (например, за горячую и холодную воду и водоотведение) за время своего временного отсутствия. Это тоже прописано в новых правилах.
Новые правила помогут обеспечить достойные условия проживания в жилых помещениях, а также защиту прав потребителей. Прежние Правила действовали с 1994 года, то есть были приняты еще до введения в действие Гражданского кодекса РФ и, конечно, не соответствуют его требованиям.
Правила устанавливают сбалансированные права и обязанности потребителей-жильцов и исполнителей-поставщиков услуг, их ответственность.
Более того, в новом документе впервые на федеральном уровне урегулированы процедуры оплаты коммунальных услуг с использованием показаний общедомовых и индивидуальных приборов учета. Впрочем, авторы документа учли и то, что далеко не во всех городах и поселках власти вместе с местным коммунхозом "дозрели" до массового перехода на использование счетчиков. Поэтому правила предусматривают и процедуру оплаты услуг при отсутствии приборов учета.
Что касается качества услуг, теперь у жильцов появился надежный «защитник» при предъявлении претензий к коммунальщикам. Так, в приложении к Правилам совершенно четко указаны допустимая продолжительность перерывов в предоставлении услуг (или время, когда услуга имела ненадлежащее качество), а также насколько в этих случаях снижается оплата. Например, не допускается отклонение давления при подаче холодной воды, а ее состав должен соответствовать определенным санитарным нормам.
Правилами установлены основания и процедуры приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг. Такие меры возможны, в частности, при авариях, стихийных бедствиях и чрезвычайных ситуациях, неполной оплате потребителем коммунальных услуг, проведении планово-предупредительного ремонта, самовольном подключении потребителя к внутридомовым инженерным системам, использовании потребителем бытовых машин (приборов, оборудования) свыше допустимой мощности, неудовлетворительном состояния внутридомовых инженерных систем. При этом приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством РФ и договором, не допускается.
Постановление Правительства РФ от 23 мая 2006 г. №307 имеет прямое действие на территории страны. Управляющие организации, ТСЖ или потребительские кооперативы, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления должны руководствоваться непосредственно утвержденными Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам. Жилищный кодекс РФ не предусматривает принятия в развитие Правил дополнительных правовых актов регионального или муниципального уровня. Кстати, получается, что курские графики подачи холодной воды напрямую противоречат данным правилам. Впрочем, мы готовы развить эту тему и надеемся, что руководство ЖКХ объяснит через нашу газету жителям Курска, на каком основании в договорах управления многоквартирными домами, заключаемыми от имени «Управляющей компании города Курска» и собственниками квартир, присутствует строка в пункте 3.1.4 следующего содержания: «Предоставление услуг водоснабжениЯ осуществлЯетсЯ по графикам, утвержденным администрацией города Курска», хотя они должны предоставляться в соответствии с публикуемыми ниже Правилами КРУГЛОСУТОЧНО или с учетом норм перерасчета за «коммунальные услуги надлежащего качества», установленных данными Правилами, а не по постановлениям регионального уровня.
Наверное, от того, как быстро куряне изучат и начнут применять этот документ, зависит качество коммунального обслуживания.
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам