Тайны пустыни Наска
Наска – древняя цивилизация индейцев, получившая свое название по имени реки, в долине которой обнаружено множество памятников культуры. Расцвет ее относится к I тысячелетию нашей эры. Главным чудом, привлекающим сюда туристов со всего света, стали загадочные гигантские рисунки.
Гигантские фигуры
Особенно много их на скалах вдоль Рио-Гранде и ее притоков. Здешнее плато покрыто своего рода «татуировкой», которая спускается даже по склонам. Песчаная равнина Наска длиной 60 километров находится в 400 км к югу от столицы Перу. Большинство рисунков расположено на почти квадратном участке: сотни гигантских фигур без видимой системы. Наблюдать их целиком можно только с большой высоты.
788 рисунков изображают животных и птиц, среди которых 50-метровые колибри, попугай и паук, 80-метровая обезьяна, кондор простирается от клюва до перьев хвоста почти на 120 метров, ящерица (длиной 188 м) и 250-метровая птица.
Но подавляющее большинство – это геометрические композиции из трапеций, прямоугольников, треугольников и прямых линий – 12 тысяч полос и линий, а также 100 спиралей. Некоторые из геометрических фигур образованы прямыми линиями свыше 8 километров в длину. Линии представляют собой канавки глубиной 25 сантиметров и шириной 65 см, обнажающие более светлые (не окисленные) россыпи камешков, покрывающих все плато. Одна из особенностей рисунков – все они выполнены одной линией, которая нигде не пересекается.
Возраст изображений пустыни Наска – период между 350 годом до нашей эры и 600 годом нашей эры. Его определили по керамическим черепкам, втоптанным в линии, и данным радиоуглеродного анализа найденных органических остатков. Впрочем, возможно, фигуры древнее, ведь предметы, послужившие основой для датировки, могли быть принесены людьми в Наска позднее.
Кто и зачем отважился на этот титанический труд в долине перуанских Анд, украсив плато десятками фигур и линий, многие из которых трудно охватить целиком даже с высоты птичьего полета? Гипотезы о происхождении рисунков Наска высказываются самые фантастические. В них видят даже доисторические аналоги взлетных полос и марсианских каналов или послание землян внеземным цивилизациям.
Первым линии на Наска обнаружил в 1927 году перуанский археолог Мехия Ксесспе, когда случайно бросил взгляд с крутого склона горы на плато. Первым исследователем рисунков стал американский историк Пол Косок. Он сделал снимки фигур с самолета и обратил внимание, что некоторые линии указывают на отдельные звезды и созвездия, фиксируют разные фазы Луны, а также точки восхода и захода солнца. Косок выдвинул гипотезу о том, что рисунки и линии Наска – это гигантский астрономический календарь. Изучение взаимного расположения звезд в Наска показывает, что изображение, скажем, паука задумано как диаграмма гигантского звездного скопления в созвездии Ориона.
40 лет, начиная с 1946 года, Мария Райхе исследовала территорию площадью 50 квадратных километров, обнаружив более 60 фигур и линий. Она посвятила жизнь спасению долины от туристов и автомобилей. Так, в ходе сооружения Панамериканского шоссе дорожники просто разрезали пополам 188-метровое изображение рептилии, безвозвратно уничтожив часть рисунка.
По мнению Райхе, все рисунки пустыни выполнялись одним способом: красноватый поверхностный слой непрерывной линией процарапан до появления лежащей под ним бледно-желтой породы. Судя по всему, делалось это вручную. Создатели рисунков сначала делали небольшие эскизы, а затем воспроизводили их в нужных больших размерах. Кроме того, на концах линий, образующих рисунки, найдены деревянные сваи, вбитые в почву – они играли роль координатных точек при нанесении рисунка. Но все равно остается загадкой, как удалось столь точно придерживаться замысла и достичь эффекта ровных линий на столь больших расстояниях.
Космодром на плато Наска
Есть теориЯ, Что фигуры птиц означали места стоянок. Возле них попадаются крупные валуны, по форме и весу удобные для швартовки летательных аппаратов. Есть рисунки птиц без головы и клюва, но с длинной изогнутой шеей. Это напоминает развернутый перед планером трос или канат.
Возможно, плато являлось космодромом. Посадочные полосы здесь мягкие, каменистый грунт смыт. Треугольники информировали летательные аппараты о возможном боковом ветре, а квадраты – о наилучшем месте приземления. Линии-канавки могли быть в древности заполнены неким веществом, способным ярко светиться в темноте наподобие надписей нынешней газосветной рекламы... Тогда рисунки были видимы с воздуха за десятки километров.
По мнению некоторых ученых, представители працивилизации летали по всей Земле и на другие планеты, о чем сообщают найденные на Марсе и Луне мегалиты. В Калифорнии, у города Блайнт обнаружены огромные фигуры человека, животного и змеи в виде спирали. Вероятно, они, как и рисунки Наска, были навигационными знаками для летчиков працивилизации. На этот древнейший космодром-карту Земли указывает гигантский трезубец, выбитый на скале у городка Паракас на побережье Тихого океана.
О «золотых летающих кораблях» заговорили после исследования «золотой птички инков». Раритет хранится в Музее Дельоро, в Национальном банке Колумбии. Дельтовидное крыло этой фигурки и вертикальная плоскость хвостового оперения (чего никогда не бывает у настоящих птиц) в 1956 году привлекли внимание американских авиаконструкторов. «Птичку» тогда выставляли в Метрополитен-музее Нью-Йорка. Им разрешили провести исследования древнего «самолетика» в аэродинамической трубе. И оказалось, что «золотая птичка инков» лучше всего ведет себя на... сверхзвуковых скоростях, изучение которых было в самом разгаре. Фигурку вернули в музей, а форму крыла и плоскость хвостового оперения использовало авиаконструкторское бюро фирмы «Локхид», вскоре создавшее сверхзвуковой самолет, бывший на то время лучшим в мире.
В нескольких точках плато Наска стрелки компаса «сходят с ума». Летчики видели здесь многокилометровые ориентиры, дающие сверхточное направление по сторонам света. В некоторые дни фотосъемка фигур с воздуха не давала результатов – пленка после проявки покрывалась пеленой. Наска могла служить местом заправки межпланетных кораблей, поскольку здесь зафиксирован выход неведомых энергий, засвечивающих фотопленку и «сводящих с ума» стрелку компаса.
О том, что плато было космодромом инопланетян, а инки – их потомками, может косвенно свидетельствовать сообщение английского антропологического журнала «Мэн»: «Анализ мышечных тканей сохранившихся мумий инков показал, что по составу крови они резко отличались от местного населения. У них была группа крови редчайшей комбинации. Ныне такой состав крови известен лишь у 2–3 человек во всем мире».
Пирамиды, лабиринты и камни Ики
При раскопках близ плато Наска обнаружили пирамиды! Многоступенчатая пирамида 20-метровой высоты стоит на холме, вершина которого срезана, а подножие обнесено стеной из сырцового кирпича. Вокруг несколько зданий и площадок, самая большая из них – 45 на 75 метров. Архитектура комплекса повторяет астрономические города Анд.
Невдалеке от плато Наска, в Западных Кордильерах обнаружен еще один удивительный феномен – два лабиринта, спирали которых закручены в разные стороны. Удивительно, что 1–5 раз в год туда нисходит космический луч света продолжительностью 20 минут. Говорят, счастливчики, попавшие в этот луч, исцелялись от неизлечимых болезней, а женщины, страдающие бесплодием, после этого успешно беременели. Кто посылает этот свет? Внеземная цивилизация или миры, находящиеся на Земле в иных частотах времени и пространства?
Несомненно, рисунки Наска могли быть связаны и с ритуалами. Здесь обнаружено около 100 лабиринтообразных фигур, а важная роль лабиринта в ритуале зафиксирована у многих народов. Индейцы изображали лабиринт на стенах построек, на скалах, в вышивке, на культовых предметах. В некоторых традициях лабиринты отмечают входы в подземный мир или идею о связи неба (Солнца) и подземного мира.
Рисунки птиц и животных могли также изображать тотемных предков – обезьян, попугаев, рыб, пауков – или быть земной проекцией наблюдаемых на небе созвездий. Ряд археологов считает, что рисунки сделаны жителями племени Наска, чтобы умилостивить богов. Раньше на месте пустыни были плодородные земли, за 40 лет засухи превратившиеся в бесплодный край. Индейцы, возможно, пытались таким образом вызвать дождь. Рисунки Наска, видимо, выполняли и иные магические функции, наряду с песчаными рисунками гораздо меньшего размера в традиции Ика (последние использовались индейцами навахо при врачевании).
Рядом с плато Наска обнаружены удивительные камни Ики, хрустальные черепа с симметрично просверленными в них дырами. Это свидетельствует о том, что в ту далекую эпоху здесь делали сложнейшие операции по нейрохирургии и трепанации черепа. Древние хирурги Анд умели заменять поврежденные части черепа пластинами из золота.
Вместо P.S. Известно, что большие загадочные рисунки на Земле имеются также в США (штат Огайо), в Англии, в Боливии, на плато Устюрт (Казахстан), Южном Урале, на Алтае, в Африке (южнее озера Виктория), в Эфиопии, в Украине (Толстая Могила) и т. д. Выходит, что в древние времена нанесение больших фигур на земной поверхности практиковалось во многих уголках планеты. Правда, вид и форма рисунков были всюду разные. И разгадать загадки их появления ученым пока не удается.
Степан КОРОЛЁВ