Хрупкая выставка советского антиквариата
Не только войны и пожары, но даже самая обыкновенная протирка пыли для этих хрупких вещиц может стать роковой. Потому каждая коллекция индивидуальна – слишком мало статуэток переживает свое время. На минувшей неделе в одном из курских антикварных магазинов открылась выставка советского фарфора.
Статуэтки для выставки (в экспозиции их более 200) предоставили несколько курских коллекционеров. Интересно, что изящные фигурки собирают в основном женщины. «Фарфор – приятное увлечение», – улыбается хозяин магазина и организатор выставки Виталий Одинцов. Потому и решили «женское увлечение» выставить на показ публике накануне 8 Марта.
Родиной фарфора считают Китай. В английском языке даже одно из названий фарфора – «china». Китайцы изобрели состав твердого фарфора еще приблизительно в VI веке, за тысячу лет до того, как он стал производиться в Европе. За попытку вывезти тайну его изготовления из страны полагалась смертная казнь. Иметь изделия из фарфора мечтали короли, князья и их придворные. Дамы вправляли фарфоровые черепки в золото и носили как украшения. А еще через фарфор можно читать. Сквозь тарелку современного производства этого сделать, конечно, не удастся. А вот через блюдце или стенку чайной чашки, изготовленных в XVII веке китайскими мастерами, вполне можно различить крупные буквы – настолько тонок черепок.
В советское время фарфоровые статуэтки, наряду с вазами для цветов, были традиционными подарками учительницам на праздники. У них же современные коллекционеры и покупают сегодня предметы для своих коллекций. Хотя выставка называется «Фарфор советского времени», в экспозиции не только вещицы, произведенные в Союзе.
Отдельно стоят «трофейные» германские фигурки. В основном, это большие композиции: «медведи», «охота на вепря», их использовали для украшения каминных полок. По выставке можно изучать литературу: одна из витрин целиком отдана гоголевским персонажам. «Не хватает только Хлестакова, – вздыхает Одинцов. – У нас он есть. Только в виде «бисквита» (фарфор без глазури), а это не вписывается в остальную композицию».
Квартет из басни Крылова представлен сразу в двух вариантах. Можно вынести представление и о моде 70-х годов прошлого века: одна из фигурок так и называется «Модница». Она сделана таким образом, что у модницы качается фарфоровая юбка.
Особняком стоит бисквитный белый фарфор: по большей части это миниатюрные бюсты партийных вождей и известных писателей, одобренные советской школой: Маяковский, Горький, Пушкин. Бюсты лидеров по неписанному правилу изготавливались только из фарфора высшего качества – на некоторых стоит не только штамп завода-изготовителя, но и фамилия мастера.
Инга ЛЕТОВА