IQ: ГОPE OТ УМА
Уровень интеллекта, как известно, измеряет IQ-тест. Ныне он многими воспринимается лишь как забава. Однако это не совсем так.
Мысль о том, что человеческий разум можно измерить, возникла в 19-м веке. Долгое время считалось, что на Земле есть небольшое количество слабоумных, столько же гениев, а интеллектуальный уровень остального человечества примерно одинаков. Последнее утверждение кое-кто относил только к европейцам – африканцы и другие «дикари» автоматически считались менее развитыми. Достижения «среднего» человека считались результатом трудолюбия, желания и часто религиозности.
Технологическая революция 18–19 веков заставила ученых задуматься о более «научных» теориях интеллекта. Появление генетики, публикация эволюционной теории Дарвина в 1859 году побудили исследователей приглядеться к физическим и генетическим факторам, как определяющим степень интеллекта.
Из этого направления возникла наука, оказавшаяся одним из самых больших заблуждений 19-го века, – френология. Идея о том, что человеческие характеристики, в том числе интеллект, можно буквально «измерить», оценивая размер и форму головы, некоторое время была очень популярной. Позднее, в результате многочисленных экспериментов, постулаты френологии были полностью опровергнуты. Однако эта теория внесла весомый вклад в изучение интеллекта – так, френологи считали, что разные части мозга выполняют разные функции. Например, английский ученый Франсис Голтон считал, что только генетика влияет на интеллект. Следовательно, по его мнению, обучение на разумность человека не влияло. И Голтон предлагал начать в Британии евгеническую программу, чтобы с помощью селекции вывести более высококачественного человека. Позднее его идеи приняли на вооружение нацисты.
Один из учеников Голтона решил использовать более систематические способы измерения интеллекта в начале 20-го века. Именно он напечатал первые «интеллектуальные экзамены», как их называли, которые использовали более объективные критерии. Но его тесты потеряли популярность после того, как было доказано, что результаты «интеллектуальных экзаменов» не имеют никакого отношения к реальным способностям человека. В то же время во Франции, государство поручило психологу Альфреду Бине разработать тесты для определения умственных способностей детей, с целью разделения «нормальных» и «отсталых». Бине разработал тест, который остается популярным до сих пор, под названием «Ай-Кью Тест» (IQ – intelligence quotient/коэффициент интеллекта). Тест отличался тем, что он показывал не абсолютный уровень интеллекта, а сравнительный уровень ума ребенка по сравнению с другими детьми его возраста. Чем старше ребёнок, тем в меньшей степени возраст может повлиять на оценку. Например, средняя оценка равнялась 100. Баллы выше 140–150 означают, что тест прошел гений, 110–140 баллов свидетельствуют о высоком уровне интеллекта, 90–110 – о среднем уровне. 75 и ниже говорят о неразвитых умственных способностях. Тест быстро перешёл национальные границы и стал популярным в США.
В 1916 году заключенный, который был приговорён к смертной казни, продемонстрировал такой низкий уровень IQ, что суд его отправил в санаторий, заявив, что детский ум преступника не позволял ему различать плохое и хорошее. В 1917 году вооруженные силы США начали использовать IQ-тесты для классификаций солдат. Подобный экзамен прошли более 2 миллионов человек. Вскоре тесты взяли на вооружение университеты и частные компании, которые стали применять их для проверки абитуриентов и потенциальных сотрудников.
В 1960-е и 1970-е годы репутация IQ-тестов сильно пострадала. Сперва их авторы были обвинены в том, что вопросы составлены таким образом, чтобы давать преимущество белым и богатым людям. Позднее эксперименты показали, что существуют разные виды интеллекта и что невозможно объективно измерить такое субъективное понятие, как человеческий разум. Кроме того, выяснилось, что результат теста можно значительно улучшить с помощью простых тренировок – то есть результат испытания не отражает реального положения дел. Поэтому учебные заведения и частные фирмы перестали пользоваться им. Главной причиной стали судебные иски, подданные обиженными испытуемыми, считавшими, что результат теста не отражает их реальные способности. Впрочем, стандартизированные вопросники не исчезли, а IQ-тест остаётся популярным – хотя и неформальным – способом измерения интеллекта.
К примеру, популярен международный клуб Mensa International, принимающий в свои ряды людей, обладающих наибольшим коэффициентом интеллекта. В настоящий момент его членами являются более 100 тысяч человек из 100 стран мира.
По материалам Интернета