Курянин создал в Москве первый в России музей игрушки
Первому в России музею игрушки исполнилось 103 года. Создал его наш земляк, уроженец деревни Семёновки Льговского уезда Курской губернии Николай Бартрам – художник, ученый, коллекционер, педагог, исследователь, знаток русского народного творчества. Дети называли его «Дядя Музей».
До 1931 года музей игрушки находился в Москве и был вторым по популярности после Третьяковской галереи. Потом переехал в подмосковный Сергиев Посад, где функционирует и сегодня.
Нормадская кровь
Как рассказывает известный льговский писатель и краевед Михаил Лагутич, дед Николая Бартрама Эрнест Иванович Бартрам – выходец из Шотландии. Дослужившись в русской армии до звания полковника, он вышел в отставку и приобрел в Льговском уезде две деревеньки – Семёновку и Анастасьевку. Его жена умерла рано. В селе Нижние Деревеньки у стены Успенской церкви стоит памятник из чёрного мрамора, на нем надпись: «Здесь покоится земной прах полковницы Анастасии Николаевны Бартрам, родившейся 20 февраля 1812 года, скончавшейся 11 марта 1839 года. Память о ней навсегда будет незабвенна всем её любимым, оставленным же ею на земле сей. Мужа и двух малолетних сыновей, невозвратимая потеря кроткой, обожаемой подруги и матери преисполнимо на всю жизнь глубочайшей скорби».
Их сын Дмитрий с детства увлекался живописью и, несмотря на протесты отца, после долгих споров все же поступил в Академию художеств. Рос он упрямым, молчаливым, серьезным, и отец нередко говорил: «Это моя кровь, нормандская».
Домой приезжал летом, а зиму проводил в Москве, где работал в мастерских художников Стрелкова и Рыбникова, затем у архитектора Шервуда при строительстве Исторического музея. Его привлекала перемена мест, новые разнообразные впечатления. Из каждого путешествия возвращался с чемоданами, набитыми эскизами и готовыми акварелями, на которых были изображены пейзажи других стран. Уже в зрелом возрасте, вернувшись в Семёновку, Дмитрий Эрнестович женился на дочери соседних помещиков Анастасии Кусаковой. По семейным преданиям, их близким родственником был декабрист Басаргин.
Из их четверых детей выжил только младший Коленька, родившийся в 1873 году. Мальчик рос болезненным, часто пропускал школьные занятия, и его пришлось забрать домой. Учителем Николая стал отец. У него была небольшая домашняя мастерская, где он вытачивал игрушки. Этим занятием увлекся и сын.
Мастерская для крестьянских детей
В 16 лет Николай Бартрам поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Уже на следующий год он получает приглашение иллюстрировать книги, выполнять рисунки производственных образцов для мебельных мастерских. В издательстве Сытина иллюстрирует сказки Пушкина и Аксакова, оформляет журналы «Путеводный огонек», «Светлячок», «Потеха и дело». Он первым придумал добавлять к журналам в виде приложения плотные листы с картинками, вырезая и склеивая которые дети могли получать сказочные дворцы, деревни папуасов или заснеженные юрты эскимосов.
Приезжая на лето в Семёновку, Николай Дмитриевич не прекращает работу и регулярно отправляет в Москву свои эскизы мебели, гобеленов, панно. В перерывах, между делом, в отцовской мастерской вырезает игрушки на сказочные темы и раздает детям. В 1893 году Бартрам в Семёновке создает для крестьянских детей учебную мастерскую игрушечно-столярного дела.
Из воспоминаний Павла Асадчих, одного из учеников: «Первые месяцы учебы денег получали мало, но на второй год зарабатывать стали прилично. Слух о мастерской быстро распространился, и потянулись в неё уже и из дальних сел Льговского уезда. Учеников стало столько, что, как выйдем гулять на бугор, так весь и займем. Пришлось при мастерской открывать столовую. Николай Дмитриевич зайдет, одних похвалит, кто хорошо работает, другим покажет и разъяснит, как надо делать. Никогда никого не ругал».
Мастерская стала приобретать известность не только в Курской губернии, ее изделия появлялись на выставках в Киеве и Москве. В Семёновку стали приходить похвальные грамоты, дипломы, золотые и серебряные медали.
Изучая историю игрушки, Бартрам в 1900–1903 годах проехал по Европе, где побывал во многих игрушечных мастерских. Домой вернулся с чемоданами кукол, солдатиков, игрушечных животных.
Всё чаще Бартрам бывает в Москве и всё реже посещает родную Семёновку. Мастерская в деревне тем временем успешно работает, она приобрела известность и заказами обеспечена на годы вперед. В 1904 году в Москве вышла книжечка «Маленькое дело маленьких людей» с рисунками Николая Бартрама. В ней рассказывалось о работе Семёновской мастерской.
С 1904 года Бартрам работает художником Московского губернского земства, живет с семьей на Арбате. Все вокруг дышит приближающимися революционными событиями. Большинство деятелей искусства мечтали о свержении самодержавия. В квартире Бартрамов организуется столовая для рабочих. Одновременно Николай Дмитриевич вместе с женой Максима Горького Екатериной Пешковой увлекается организацией воскресных школ. В их квартире постоянно бывают разные люди, которые живут по нескольку дней, а потом внезапно исчезают.
В этот период Бартрам в последний раз посетил Семёновку и на крестьянском сходе предложил селянам взять у него землю. Но такой поступок был пока преждевременным, крестьяне боялись непредвиденных последствий. Порешили, что земля будет распродана за символическую плату по отрезкам, в таком случае и люди будут довольны, и закон соблюсти удастся. Николай Дмитриевич просил сохранить мастерскую, а в его доме открыть школу. Так и вышло. После революции в доме Бартрамов, где до этого была мастерская, открыли школу. Она располагается там и по сей день. Сейчас в Семёновской школе десять учеников. В ней есть стенд и альбом, посвященные знаменитому земляку, а вот ничего из вещей, принадлежавших Николаю Бартраму, увы, не сохранилось.
Запрещенные игрушки
События 1905 года потрясли Николая Дмитриевича. Он создал набор игрушек «Война грибов», в котором под видом разных пород грибов выведены представители различных общественных классов. Это было настолько явно, что набор был запрещен.
Те годы стали временем подъема национального искусства, его признания. Активно включился в движение и Бартрам. Его привлекает Курская губерния, где на стыке русской и украинской культур возникло оригинальное смешение разных стилей и методов народного творчества. Путешествуя по селам и деревням, он собрал богатую коллекцию старинной одежды, головных уборов, вышивок, предметов быта.
Особый интерес представляли поселения старообрядцев. Они считали грехом носить фабричную одежду, поэтому было распространено домашнее ткачество. Вышивки Льговского уезда отличались большим разнообразием как по расцветке, так и по технике исполнения. Особенно Николаю Дмитриевичу понравились изделия села Борисовка Льговского уезда, он отмечал, что они « так хороши, что скупщики продают их далеко на севере, на западе добрались до Австрии, а на юге до Закавказья». Всю собранную богатейшую коллекцию головных уборов Бартрам подарил археологической комиссии Курской губернии.
В Москве Бартрам начинает активную пропаганду народной игрушки. Чтобы привлечь к будущему музею интерес общественности, организует одну за другой выставки, сопровождая их обращением к родителям и педагогам о роли игрушки в воспитании и развитии ребенка.
Николай Дмитриевич решительно выступал против заполнивших магазины заграничных фабричных игрушек: «Форма их искажена до неузнаваемости, продают страшных, с огромными головами на тоненьких ножках «марсиан» или куклы с перекошенными глазами и раздутыми точно от водянки головами. Такие игрушки давать детям нельзя».
Известный искусствовед Александр Бенуа писал в журнале «Аполлон»: «Теперь в Москве затеяли спасти производство народных игрушек, ибо действительно оно падает, вымирает, теснимое фабричной дешевкой Бартрам, стоящий во главе этого дела, – такой прелестный фанатик идеи, такой труженик, такой знаток, такой художник, ему уже удалось столько сделать, что я не могу не желать ему и дальнейших успехов».
Бартрам первый в России подал идею архитектурной игрушки. Сделав архитектурные обмеры исторических объектов, он создал игрушки «Красные ворота», «Сторожевая башня», «Сухарева башня», «Люди XIX века», композиции «Городок XVII века», «Уголок старой Москвы».
Второй по популярности после Третьяковки
С приходом советской власти Бартрам добился организации профессионального Союза работников прикладных и декоративных искусств, объединяющего художников, мастеров, музейных деятелей, учащихся профессиональных училищ. 27 апреля 1918 года его единогласно избирают председателем. Основной целью союза было способствовать развитию и внедрению прикладного и декоративного искусства в промышленность. Одновременно Николая Дмитриевича выдвигают в комиссию по делам музеев Народного комиссариата просвещения, где он работает в контакте с Надеждой Крупской и Анатолием Луначарским. Еще трудится в комиссии по выработке новой формы бойцам Красной Армии. Считается, что именно благодаря рекомендациям курянина были введены легендарная «буденовка» и шинель до пят, придававшая бойцам былинный вид. При активном участии Бартрама создаются новые музеи, в том числе музей-квартира Льва Толстого, музей мебели и фарфора...
В конце 1918-го принято решение о создании Государственного музея игрушки из собранной Бартрамом коллекции, которая к тому времени заполнила всю его квартиру. Сбылась наконец-то давняя мечта, к которой он упорно шел все годы.
«Я ни разу в своей жизни не встречал человека, который бы обладал такой бездной вкуса, такой неисчерпаемой творческой инициативой и доскональным знанием ремесел», – писал о Николае Бартраме известный художник Валентин Серов.
С 1920 года Бартрам работает деканом факультета художественной игрушки в Московском техникуме кустарной промышленности – первом в мире, специализирующемся на изготовлении детских игрушек. Он сам разработал программу преподавания: история игрушки, скульптура, формовка из папье-маше, роспись, игрушки резные, игрушки из ткани.
Николай Дмитриевич учил студентов: «Вы должны себе ясно представлять, для какого возраста предназначена игрушка, она должна подойти внутреннему миру, психике ребенка и по форме, и по цвету, и по содержанию».
В 1924 году музей переезжает в новое помещение на Кропоткинской улице (ныне Пречистенка) – в усадьбу Хрущёвых-Селезнёвых. Целый зал был отдан кукольному театру, где устраивали представления для маленьких посетителей.
В 1927 году Юрий Желябужский снимает первый советский кукольный фильм «Приключения Болвашки». Взрослую роль в нем исполнил сам Бартрам, съемки проходили в его музее. По сюжету ребята отправились в музей игрушек, а затем в мастерскую, где один из мастеров собрал Болвашку – деревянного мальчика на шарнирах. Уже дома герои начали фантазировать о приключениях живой игрушки и о том, как Болвашка отправился путешествовать по комнатам мастерской.
На Пречистенке музей игрушки располагался до 1931 года и был вторым по посещаемости после знаменитой Третьяковской галереи. Переезд, а точнее выселение музея в подмосковный Загорск (ныне Сергиев Посад), Бартрам переживал очень тяжело, это вконец подорвало его здоровье. Через полгода Николая Дмитриевича не стало, ему было всего 57 лет.
Музей игрушки существует в Сергиевом Посаде и по сей день. Он расположен на улице Красной Армии, 123.
Лариса БЕСЕДИНА, по материалам Михаила Лагутича на old-kursk.ru и портала «Пространство авторских кукол»
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 45 (1412) от 9 ноября 2021 года
55 тысяч курян остались без горячей воды из-за «черных копателей»
О курской школьнице, спасшей подругу от мужчины с ножом, снимают фильм
Зоопарком под Курском заинтересовалась прокуратура. Медведь, еноты, обезьяна и заяц сменят прописку