Карьера Николая Караченцова началась с «Суджанских мадонн»
27 октября – день рождения народного артиста РСФСР, неподражаемого Николая Караченцова. Ему исполнилось бы 77 лет. Актера не стало три года назад, до своего 74-летия он не дожил всего день.
Харизматичный Караченцов был любимцем зрителей. Он сыграл более сотни ролей в кино и несколько десятков – на сцене театра Московского театра имени Ленинского комсомола, одним из ведущих актеров которого оставался до рокового ДТП, случившегося 25 февраля 2005 года.
Колька из Конопелек
Театральный дебют Николая Караченцова на сцене «Ленкома» состоялся в 1967 году в спектакле «Суджанские мадонны», посвященном курянкам и всем сельским женщинам, пронесшим на своих плечах тяготы войны.
Сценарий написал известный советский писатель и сценарист Юрий Нагибин. В 1947-м его направили в командировку в Суджанский район Курской области сделать очерк о Татьяне Дьяченко, председателе колхоза «Красное знамя» села Черкасская Конопелька. В курском селе Нагибин провел целое лето, а спустя годы написал пьесу «Суджанские мадонны».
Прообразом главной героини стала Татьяна Петровна. Одноименный спектакль – драма в двух действиях – был поставлен на сцене «Ленкома». В нем дебютировал 23-летний Николай Караченцов. Он только что окончил с красным дипломом школу-студию МХАТ и, как один из лучших выпускников, был направлен в Московский театр имени Ленинского комсомола, чтобы усилить труппу. Юный Караченцов сыграл сына главной героини Кольку.
Главная героиня Надежда Петровна Крыченкова – колхозница, возглавившая женщин села в годы войны и прошедшая с ними весь ужас немецкой оккупации, лишившись сына, мужа и родного дома. По сюжету Кольку убивают немцы. В действительности остались живы. В остальном судьбы главной героини спектакля и курянки похожи.
Действие происходит в деревне Конопельки недалеко от Суджи, в действительности она называется Черкасская Конопелька. Рядом есть еще Русская. Оба населенных пункта сохранились и по сей день.
« Летняя ночь, светлая, как день, но не от полной луны, не от звездной россыпи – от зарниц артиллерийских залпов, охвативших весь горизонт, от прожекторов, ошаривающих голубыми лучами рваные облака, от ракет, стекающих каплями на землю. Красная строчка трассирующих пуль прошивает небо. Гудят в выси самолеты, то и дело сбрасывая ракеты. Тяжелый грохот сотрясает воздух. Не спит деревня. Бабы и девки сгрудились вокруг Надежды Петровны.
– Опять Суджу бомбят
– Городок с ноготок, а сколько беды принял!..
– Не более других! Что Суджа, что Рыльск, что Льгов, что сам Курск одной кровью мазаны
– Тикать надо, бабы, бо немец нас лютой смертью казнит, – сказала Комариха.
– Теперича не жди пощады! – поддакнула Софьина свекровь.
– Хотите – раздам паспорта, и тикайте кто куда горазд, – предложила Надежда Петровна. Голос ее отравлен горечью.
– Тикать – так всем миром, поврозь – нам сразу капут.
– Не придет немец, бабы, бросьте плешь на плешь наводить! – напористо сказала Петровна.
– А ты почем знаешь?
– Ей генерал сказал!
– Маршал!
– Сам Верховный Главнокомандующий!
– Архистратиг Михаил мне ноне являлся в светлых латах и плащ-палатке. Пущай, говорит, бабы не беспокоятся, ваши воины поломают Курскую дугу».
«Суджанские мадонны» в «Ленкоме» имели большой успех, который сам Нагибин почему-то назвал двусмысленным. Буквально следом с тем же сюжетом и теми же действующими лицами вышел фильм «Бабье царство», ставший одним из лидеров проката 1968 года, кинокартину посмотрели около 50 миллионов зрителей. Актриса Римма Маркова, сыгравшая главную героиню, была удостоена двух значимых наград за лучшее исполнение женской роли – на Международном кинофестивале в Сан-Себастьяне (Испания) в 1968 году и на Всесоюзном кинофестивале в 1970-м.
Вот что писал Нагибин по поводу своей курской командировки: «Первое время много ездил по стране, писал много очерков и рассказов. Особенно значительной и щедрой на впечатления была поездка по Курщине, длившаяся почти все лето. Год назад засуха опалила курскую землю, машинный парк МТС был ничтожен. Пахали на коровах, а то и на себе, затем на полях появился шадровский сеятель с лукошком, убирали хлеб косами и серпами; щи варили из крапивы, кислая запущенка считалась лакомством. И вдруг, будто оазис в пустыне, деревня Черкасские Конопельки (в действительности Черкасская Конопелька – авт.), возле Суджи, колхоз «Луч» (на самом деле «Красное знамя» – авт.), зажиточный, сытый, звенящий песнями, а в нем председательница Татьяна Петровна Дьяченко! Малограмотная, с натугой «разбирающая» газету, безмерно талантливая в каждом крепко поставленном слове, выразительном, картинном жесте, в каждом решении, за которым – молниеносный охват тех или иных противоречивых сложностей. Эта пожилая, грузная, с ласково-грозными глазами женщина была от бога организатором, трибуном, вожаком. Потом я писал о ней впрямую и косвенно, наделяя терпким ароматом ее личности других героев, она была так богата, что ее на многих хватало; неожиданно для меня самого она прорвалась в Егора Трубникова – председателя, хотя прямым прообразом был К. П. Орловский. Наиболее полно образ Татьяны Петровны воплотился в Крыченковой, героине повести и фильма «Бабье царство», пьесы «Суджанские мадонны», оперы «Русские женщины» Кирилла Молчанова».
Режиссер Николай Худокормов «родом» из Курска
И еще один интересный факт из биографии Николая Караченцова, связанный с Курском. В художественном фильме «Цирк сгорел, и клоуны разбежались», вышедшем на экраны в 1998 году, он сыграл режиссера Николая Худокормова. Любопытно, что режиссер картины Владимир Бортко назвал главного героя именем своего двоюродного брата-курянина.
– Когда вышел фильм «Цирк сгорел, и клоуны разбежались», я взял в прокате кассету. Как сейчас помню, было 1 апреля. Смотрю, а на кассете написано – Николай Худокормов. В этом фильме он был главным героем, его роль исполнял Николай Караченцов. Звоню брату, а он говорит: «Я не знал, как назвать главного героя, а твои имя и фамилия врезались в память. Уже потом Владимир подарил мне свою фотографию и с обратной стороны написал: «Благодарю за помощь в съемке фильма», – рассказывал сам Николай Худокормов в интервью «Комсомольской правде» в 2006 году.
Граф Резанов – зять рыльского купца Шелихова
Главная роль Николая Караченцова – конечно же, граф Резанов в рок-опере «Юнона» и «Авось». Даже те, кто ни разу не был в «Ленкоме», наверняка помнят актера в этом образе – спектакль много раз показывали по телевизору.
Любопытно, что герой Николая Караченцова – граф Резанов – совпал с ним по имени-отчеству. Оба – Николаи Петровичи. А первой и самой лучшей Кончитой была Елена Шанина.
– Утром в день сдачи Захаров (Марк Захаров – режиссер спектакля и худрук «Ленкома» с 1973 по 2019 год – ред.) с Вознесенским (поэт Андрей Вознесенский – автор текста рок-оперы «Юнона и Авось» – ред.) поехали в храм, освятили три иконки, что тогда выглядело вызывающим поступком, и поставили их на столик в гримерной Лене Шаниной – она играла Кончиту, поставили на столик моей жене Людмиле Поргиной – Люда играла Богоматерь, в программке эта роль была завуалирована как «женщина с младенцем». Боялись, что иначе не пропустят. Восемьдесят первый год, еще Брежнев был жив, глухие советские времена. Третью иконку режиссер и автор принесли ко мне в гримерную, – вспоминал в одном из интервью Николай Караченцов. – Думаю, что Боженька в то время поцеловал нас всех. Прежде всего ткнулся в лысину Марка, который придумал это фантастическое действо, не обошел и Алешу Рыбникова, Андрея Вознесенского, не пропустил и нас с Володей Васильевым.
Людмила Поргина рассказывала о гастролях во Франции: «Когда мы вышли на поклоны перед парижской публикой, вдруг с колосников зала на нас посыпались орхидеи. Так Пьер Карден выразил свою любовь».
Спектакль на долгие годы стал визитной карточкой «Ленкома». В этом году исполнилось ровно 40 лет с момента первой постановки. Рок-опера «Юнона» и «Авось» объездила несколько десятков стран. В Америке за полтора месяца было сыграно 48 спектаклей, по восемь в неделю! Но первой была Франция. Гастроли в Париже в 1983 году организовал известный кутюрье Пьер Карден. Сам он посмотрел спектакль 17 раз.
– Иногда он приходил «совсем ненадолго», его дергали за рукав, он отбивался: «Я сейчас, только пять минут посмотрю». Потом с великого модельера слетал знаменитый карденовский шарф. Потом он утирал слезы и... смотрел спектакль в очередной раз до конца, – рассказывал Караченцов.
Ротшильды явились на спектакль всем кланом. Русским актерам стоя аплодировала певица Мирей Матье. Билеты на спектакль были дорогие, но каждый раз – аншлаг.
В основе сюжета реальная история любви русского дипломата-путешественника и испанской аристократки. В начале XIX века граф Николай Резанов отправился в Калифорнию, чтобы наладить торговые связи с испанскими колонистами. Его экспедиция прибыла на двух парусных судах «Юнона» и «Авось». В Калифорнии Резанов влюбился в Консепсьон (Кончиту) Аргуэльо, дочь коменданта Сан-Франциско. Она ответила ему взаимностью, несмотря на разницу в возрасте: ему было 42, а ей еще не исполнилось и 16.
Пара решила пожениться, но перед этим Резанову нужно было съездить в Россию и уладить кое-какие дела. Больше влюбленные не увиделись: граф сильно простудился и умер в Красноярске. Кончита, не зная об этом, до последнего верила, что он вернется: каждое утро выходила к океану и смотрела вдаль, надеясь увидеть приближающийся корабль. Узнав о смерти жениха, Кончита так и не вышла замуж и посвятила свою жизнь благотворительности и помощи нуждающимся, а позже дала обет молчания и ушла в монастырь.
Впрочем, историки склонны полагать, что в действительности все было не так романтично. И помолвка овдовевшего Николая Резанова с дочерью влиятельного калифорнийца могла состояться в государственных интересах.
Николай Рязанов был зятем известного русского купца-мореплавателя, уроженца Рыльска Григория Шелихова. В 1775 году курянин создал компанию для пушного и зверобойного промысла на северных островах Тихого океана, снарядил экспедицию к берегам Аляски, где основал первые русские поселения. Его называли Русским Колумбом.
У Шелихова было девять детей. Старшую дочь Анну в 14 лет он отдал замуж за графа Николая Резанова. В 1799 году, уже после смерти Шелихова, на базе созданной им компании была образована Российско-Американская компания. Ее представителем стал зять мореплавателя Николай Резанов. В 1802 году, успев подарить графу двоих детей, умерла от родовой горячки его 22-летняя жена Анна. Рязанов тяжело перенес утрату и даже просил об отставке, но в ответ государь решил отправить его послом в Японию. Обстоятельства помешали этой дипломатической миссии, однако возникла иная. В 1806 году Резанов купил корабли «Юнона» и «Авось» и отправился на них в Калифорнию
«Любовь моя у вас в Невском под куском мрамора, а здесь следствие энтузиазма и новая жертва Отечеству. Контепсия мила как ангел, прекрасна, добра сердцем, любит меня Я плачу о том, что нет ей места в сердце моём » Это последние строки из последнего письма Николая Резанова. Он тогда уже был тяжко болен, почти при смерти. Единственная его любовь Анна Резанова, урожденная Шелихова, действительно в то время уже почти пять лет лежала в Александро-Невской лавре под мраморной плитой.
Анна АЛЕКСАНДРОВА
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 43 (1410) от 26 октября 2021 года
В Курской области откроется академия цифровой трансформации электросетевого комплекса