ТворчествоСлужба знакомствНовые лицаАфишаСправочникОбъявленияТарифы DDDMedia
№ 50 (1261) от 11.12.2018 Обновление: 18.12.2018, 22:59 Самый большой сертифицированный тираж (27 900 экз.) в Курской области


Фильм «Вечерняя школа»

Как курянам бесплатно отдохнуть в Турции
ФОБОС: погода в Курске


Евгений НОВИКОВ отвечает на вопросы читателей


Кристина Коннова: «В жизни ничего случайного нет»

Архив ДДД на проекте «Яндекс.Новости»
Первое курское интернет-телевидение «46ТВ»
ГТРК
Телекомпания «ТАКТ»
Портал «Афиша 46»
ФК «Авангард» (Курск)
Rambler's Top100

Архивный номер № 41 (1095) от 6 октября 2015Новости


СВОИМИ ГЛАЗАМИ

«ДДД» в Дивеево и Саровской пустыни: места поклонения батюшке Серафиму

Даже у не глубоко верующего человека поездка по святым местам, где жил и творил чудеса наш земляк Серафим Саровский, вызывает благоговение. Корреспонденту «ДДД» удалось посетить две православные жемчужины в Нижегородской области, в которых всё связано с преподобным. Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь находился под покровительством батюшки, а Свято-Успенская Саровская пустынь была местом его подвижничества.

Красивейший комплекс Серафимо-Дивеевского монастыря, в котором хранятся мощи одного из самых почитаемых русских святых, – доминанта села Дивеево с населением всего 6500 человек.

Красивейший комплекс Серафимо-Дивеевского монастыря
Красивейший комплекс Серафимо-Дивеевского монастыря

Поток паломников не иссякает: по православным канонам здесь расположен четвёртый и последний удел Пресвятой Богородицы – святая земля под ее особым покровительством. Еще три удела: Иверия (Грузия), Святая Гора Афон (Греция) и Киево-Печерская Лавра (Украина). Но лишь Дивеево считается единственным местом, куда Божья Матерь является ежедневно.

С молитвой по святой Канавке

Казанская церковь, Свято-Троицкий и Спасо-Преображенский соборы, Трапезный храм, колокольня и храм Рождества Христова создают уникальный архитектурный ансамбль, поражают богатым внутренним убранством. Сложно поверить, что еще лет 25 назад тут все пребывало в запустении.

С 2012 года возводится Благовещенский собор, деньги на который собирают всем миром. Сохранилось предание, что его строительство предсказал монахиням преподобный Серафим. Многое в Дивеево делается по заветам батюшки. Хотя сам он посетил этот монастырь лишь несколько раз – жил в соседней Саровской пустыни.

Во второй половине XVIII века деревянная церквушка в Дивеево на пересечении паломнических дорог давала приют путникам, шедшим в Саровский монастырь. Здесь осталась странница Агафья Мельгунова, вдова богатого полковника, принявшая в монашестве имя Александра. Начала возводить каменный храм в честь Казанской иконы Божьей Матери, освященный в 1772 году, и устроила общину, получив в дар участок земли от местной помещицы.

В июне 1789-го матушку Александру незадолго до ее кончины посетили саровские старцы, с ними был молодой иеродиакон Серафим, будущий преподобный. Именно его она попросила заботиться об общине, и батюшка стал покровителем обители. Серафим говорил, что слово Дивеево люди будут произносить не по названию села, а от «дива дивного», которое произойдёт. Его пророчества сбываются...

Канавка Божьей Матери – особая дивеевская святыня
Канавка Божьей Матери – особая дивеевская святыня

За Преображенским собором начинается Канавка Божьей Матери – особая дивеевская святыня, созданная в последние годы жизни преподобного. Богородица явилась ему, повелев основать Мельничную общину, указала, как нужно вырыть канаву и обнести это место валом. Он сам начал работу, затем монахини исполнили волю свыше. Длина Канавки составляет 800 метров, глубина и ширина – три аршина (2,15 м), а вынимаемая земля образовала вал той же высоты. По словам Серафима Саровского, «антихрист в последние времена не сможет преодолеть Канавку» – ту дорожку, по которой прошла Царица Небесная. Батюшка благословлял брать отсюда глину – на исцеление, многие справлялись с недугами от травы и цветов с этого святого места. Тот, кто, проходя по Канавке, прочитает 150 молитв Богородице, ощутит благодать.

В Дивеево хранятся не только мощи святого Серафима. Представлены и реальные вещи преподобного, чудом сохраненные монахинями, несмотря на поругание обители в послереволюционные годы. Огромная мотыга (батюшка был высок ростом – около 185 см), его нательный крест, очки, лапти, одежда размещены за стеклом в одном из храмов. В Троицком соборе находится список любимой иконы отца Серафима – «Умиление» Пресвятой Богородицы. Он называл её «Всех радостей Радость», а елеем из лампады, горевшей перед образом, помазывал больных. Перед этой иконой преподобный молился и скончался.

В окрестностях монастыря расположены шесть святых источников. Еще вас угостят сухариками, освященными в котелке Серафима Саровского, который также хранится в монастыре. Говорят, при жизни батюшка в благословение раздавал всем такие сухари, имеющие целительную силу.

Курские корни чудотворца

Как известно, будущий чудотворец родился в 1754 году в Курске в купеческой семье Исидора и Агафии Машниных. Их дом, по мнению краеведов, располагался на улице Можаевской.

Мальчика назвали Прохором. В 7-летнем возрасте он остался невредим, упав с колокольни Сергиево-Казанского собора, строящегося неподалеку. Его возводил Машнин-старший на месте сгоревшей деревянной церкви. В детстве Прохор сильно заболел. И однажды увидел во сне Богородицу, пообещавшую исцелить его. Вскоре мимо дома Машниных шел крестный ход. Мать вынесла мальчика на улицу, тот приложился к чудотворной иконе «Знамение» и выздоровел.

После смерти отца Прохор помогал старшему брату в лавке. Преподобный вспоминал: «Я родом из курских купцов, и когда не был в монастыре, мы, бывало, торговали таким товаром, который больше нужен крестьянам: дуги, шлеи, железо, веревки, ремни...» Юноша не отказывался от работы, однако сердце его уже было отдано Богу. Он мечтал об уединенной тихой обители, делился мыслями со сверстниками, которые поддерживали его.

Как-то Прохор осторожно, боясь огорчить мать, спросил: не будет ли она против его ухода в монастырь. Агафия Машнина, зная духовные устремления младшего сына, согласилась. В 1776 году, получив увольнительное свидетельство от Курского общества для поступления в монашество, Прохор отправился в Киево-Печерскую обитель с пятью единомышленниками.

Прощание с родными было трогательным. Юноша, кланяясь матери в ноги, получил ее благословение на иночество – большой медный крест он носил открыто на груди до смерти.

Шестеро богомольцев прошли 500 верст до Киева, где славился даром прозорливости старец Досифей – затворник из Китаевской обители, недалеко от Лавры. Ныне этот преподобный прославлен церковью как местночтимая святая: родные дворянки Дарьи Тяпкиной были против ее стремления к монашеству, вынудив, переодевшись, скрываться в мужских обителях, так и постригли ее во иночество с мужским именем. Встреча со старицей Досифеей стала для Прохора знаковой: ему указали место, куда направить стопы – Саровская пустынь в тогдашней Тамбовской губернии. Вернувшись в Курск и проведя два года дома в молитвах, юноша взял котомку и посох. Он навсегда попрощался с семьей...

20 ноября 1778 года Прохор пришел в Саров. Настоятель мужского монастыря отец Пахомий назначил юноше в духовники старца Иосифа. Под его руководством послушник Машнин был келейником и пономарем, трудился в хлебне, просфорне и столярне... В 1786 году принял монашество под именем Серафим и был посвящён в иеродиаконы, а в 1793-м рукоположен в иеромонахи.

Протяженность подземелий составляет два километра
Протяженность подземелий составляет два километра

Подземный храм в горных пещерах

Ныне Свято-Успенская Саровская пустынь находится в закрытом городе ядерщиков, о котором мы писали 22 сентября. Ее колокольня высотой 82 метра является визитной карточкой Сарова и символом монастыря. Попасть сюда могут лишь местные жители и командированные. Корреспонденту «ДДД» повезло!

Первые монахи-отшельники поселились на Саровской горе еще в XVI веке. Особенность обители – целый лабиринт пещер, задуманных по образцу Киево-Печерской Лавры и пробитых в твердой породе, с монашескими кельями и небольшим подземным храмом размером 9 на 6 метров. Он был открыт во имя Антония и Феодосия Печерских 30 мая 1711 года после ходатайства царевен Марии и Феодосии, сестер российского императора Петра I.

Протяженность саровских пещер составляет около двух километров, но сейчас отреставрировано меньше половины – только эта часть открыта для посещений. Узко, темно, тесно – непросто жилось первым монахам... В отличие от Киева в здешнем подземелье очень высокая влажность и низкая температура – примерно плюс 7. Из-за плохой вентиляции сырость портит дерево и книги. Сейчас иконостас в подземном храме выполнен из чугуна и алюминия, иконы написаны на керамике. Поэтому церковь действует. В пещерах даже проводят крестные ходы.

Другие храмы Саровской пустыни, официальной датой основания которой считается 1702 год, конечно, являются обычными «надземными». Это церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, расположенная под горой напротив входа в саровские пещеры, храмы Серафима Саровского и Всех Святых. Отдельно стоит усыпальница святого Серафима на месте его захоронения.

Жизнь святого: дальняя и ближняя пустынки

Когда Прохор Машнин пришел в Саров, монастырь процветал. Пробыв 8 лет послушником, он принял иноческий постриг. Своими руками преподобный Серафим соорудил из кипарисового дерева престол для церковного придела. В сане иеродиакона ему стали являться благодатные видения во время служб.

Став иеромонахом, Серафим ушел в пустынную келью в глухом сосновом лесу на берегу реки в пяти верстах от монастыря. Позже ее назвали «Дальняя пустынка». Преподобный проводил жизнь в суровых подвигах и уединенных молитвах. У кельи он развел огород и устроил пчельник, зимой собирал дрова. Сам добывая пропитание, держал очень строгий пост, ел раз в сутки, совсем воздерживаясь от пищи по средам и пятницам.

Однажды в неделю батюшка брал из монастыря немного черствого хлеба (вот откуда саровские сухарики). Запасы делил с дикими зверями и птицами, собиравшимися у кельи. Монахи видели, как отец Серафим кормил с рук огромного медведя. Ныне этот сюжет известен всем. Позже старец отказался и от хлеба, довольствуясь овощами с огорода, а около трех лет питался одной травой снытью, растущей в лесу.

Святой Серафим кормит медведя – самый известный сюжет
Святой Серафим кормит медведя – самый известный сюжет

К подвигу отшельничества он добавил столпничество: 1000 ночей провел в молитве на большом валуне в двух верстах от кельи. Днем молился в ней на малом камне. Порой преподобный так погружался в себя, что долго оставался неподвижен, ничего не слыша и не видя вокруг. Изредка навещавшие его пустынники – схимонах Марк Молчальник (кстати, тоже курянин) и иеродиакон Александр, застав батюшку в подобном состоянии, благоговейно удалялись.

Проявившиеся особые дары прозорливости и чудотворения стяжали отцу Серафиму прижизненную славу. К нему все чаще приходили и монахи, и миряне – за советом и исцелением, нарушая покой. Тогда по благословению настоятеля батюшка сначала отказал в доступе женщинам, а затем и всем остальным, получив знамение о полном безмолвии...

Сегодня в сосновом бору стоит бронзовая фигура молящегося Серафима Саровского работы курского скульптора Вячеслава Клыкова. Точно такая же установлена в нашей «Коренной пустыни». В лесу реконструирован сруб кельи преподобного, построена часовня. Здесь ощущается особая благодать! Жаль, только речка и источник совсем обмелели...

Такая же скульптура стоит у нас в Коренной пустыни
Такая же скульптура стоит у нас в Коренной пустыни
Храм Серафима Саровского построен над кельей, где он скончался
Храм Серафима Саровского построен над кельей, где он скончался

В сентябре 1804 года отшельника жестоко избили крестьяне, решившие его ограбить, но ничего ценного не нашли. Он долго болел, отказываясь, как и ранее, от медицинской помощи, а, выздоровев, предстал перед людьми уже согбенным старцем. Однако своих обидчиков простил и просил не наказывать.

Через несколько лет отец Серафим вернулся в монастырь и затворился в келье, взяв обет молчальничества. Выйдя из затвора в 1825-м, старец поселился в небольшом срубе у Богословского родника. Это место позже назвали «Ближней пустынкой». Подвижник благоустроил источник, выложил его камнями. Сюда потянулись паломники – молва о чудесах быстро разошлась по всей России. За семь лет батюшка Серафим избавил от недугов тысячи богомольцев, приходивших в Саровскую пустынь. А жизнь его клонилась к закату.

Преподобный скончался 2 января 1833 года в своей келье, стоя на коленях перед любимой иконой «Умиление». Упавшая со стола свеча устроила пожар... Тело старца предали земле на месте, которое заранее избрал он сам, недалеко от могилы его друга и земляка Марка Молчальника.

Сейчас там обустроена усыпальница святого, где находится частица его мощей. Над кельей же батюшки построен храм Серафима Саровского, освященный еще в 1903 году после канонизации преподобного.

Схема саровских подземелий
Схема саровских подземелий
Иконостас подземного храма
Иконостас подземного храма
Лесные тропы, по которым ходил преподобный. Здесь ощущается особая благодать
Лесные тропы, по которым ходил преподобный. Здесь ощущается особая благодать
Келья подвижника и часовня на дальней пустынке в лесу
Келья подвижника и часовня на дальней пустынке в лесу
Усыпальница над местом, на котором находилась могила батюшки
Усыпальница над местом, на котором находилась могила батюшки
Участники пресс-тура у входа в Диеевский монастырь
Участники пресс-тура у входа в Диеевский монастырь
Часть комплекса храмов Дивеевского монастыря
Часть комплекса храмов Дивеевского монастыря
Начало Святой Канавки
Начало Святой Канавки

Евгений НОВИКОВ, Дивеево – Саров. Поездка состоялась в рамках пресс-тура клуба «Чистая энергия», за которую автор выражает благодарность руководству Курской АЭС и областного Союза журналистов


Вверх  —  Отзывы читателей (0)  —  Написать отзыв  —  Версия для печати


Выскажите своё мнение о статье

Имя: *
E-mail:
Город:
Смайлики: smile super yes no beer wink tongue laugh finish boy love girl confuse joy good fright sleep wall amaze angry box shok star kill stop suicide
Текст * сообщения:
Защита от спама *: Введите 6 цифр на картинке  → 
Поля, отмеченные (*), обязательны для заполнения.





Горячие новости

Добро пожаловаться

Справочная


Читайте в печатном номере: ТВ-программа на 32 канала, интервью со звёздами, результаты ТВ-лотерей «Золотой ключ», «Бинго», «Русское лото», частные объявления, биржа труда, полезные советы, конкурсы и сканворды 16+возрастная категория сайта
Национальная тиражная служба Тираж еженедельника «Друг для друга» — 27 900 экземпляров — проверен и сертифицирован «Национальной тиражной службой» (г. Москва)
Посетителей сегодня: 74
Посетителей вчера: 25 817
Всего c 10.03.2003: 54 666 735
© ООО «Друг для друга - Медиа» (г. Курск), 2003–2018 При перепечатке ссылка на www.dddkursk.ru обязательна! Политика конфиденциальности Разработка сайта: КурскИНФО