ТворчествоЗнакомстваНовые лицаСупермодельKursk FashionАфишаСправочникОбъявленияТарифы DDDMedia
№ 9 (1376) от 02.03.2021 Обновление: 06.03.2021, 00:45 Самый большой сертифицированный тираж (22 000 экз.) в Курской области


Медведь напал на женщину под Курском (видео)

В области снимают ковидные ограничения
Евгений Новиков отвечает на вопросы читателей


Арина Бурмицкая: «Живу сегодняшним днем»

Архив ДДД на проекте «Яндекс.Новости»
Первое курское интернет-телевидение «46ТВ»
ГТРК
Телекомпания «ТАКТ»
Портал «Афиша 46»
ФК «Авангард» (Курск)


Архивный номер № 7 (957) от 12 февраля 2013Новости


ПОЛЁТ-ЛЕГЕНДА

Как спасали загоревшийся самолет «Курск – Одесса»

90 лет назад в нашей стране появился воздушный флот. 9 февраля в день юбилея ветераны курской гражданской авиации вспоминали, каким было небо для них. Говорили и о легендарном подвиге экипажа самолета «Ан-24» под руководством Юрия Ермакова.

В стенах аэропорта «Курск-Восточный» собрались пилоты и штурманы, бортпроводники и техники – все, кто помогал держать «воздушные ворота» города открытыми с 1946 года, когда и был основан наш аэропорт. В летописи курской авиации много памятных страниц, но есть одна особая, драматическая и героическая. История 30-летней давности – спасение рейса №395, летевшего из Курска в Одессу…

После экстренной посадки и эвакуации людей «Ан-24» взорвался
После экстренной посадки и эвакуации людей «Ан-24» взорвался

Курянин, как и его великий тезка Юрий Гагарин, до того, как пойти в аэроклуб, даже не помышлял о небе и вполне гордился своей рабочей специальностью. Сразу после школы Юрий Ермаков устроился слесарем на Курский завод передвижных агрегатов (ныне «Электроагрегат»). За штурвал самолета сел, едва ему исполнилось 20 лет. Первый самостоятельный полет для Юрия, тогда лишь кружковца ДОСААФ, был первым шагом к новой цели – поступлению в летное училище. Он стал асом, к счастью для пассажиров рейса «Курск – Борисполь – Одесса», поднявшихся 16 декабря 1982 года на борт «Ан-24». В критический момент, близкий к катастрофе, первый пилот Ермаков вместе с членами экипажа смог посадить самолет…

Полет проходил нормально. Бортпроводница Наталья Леонова, проверяя, не требуется ли что-нибудь пассажирам, ходила по полупустому салону – из 52 мест заняты оказались только 22. И вдруг что-то произошло: поступил сигнал пристегнуть ремни. Из кабины выбежал штурман Михаил Мартыненко, шепотом передав ей приказ Ермакова: «Успокой пассажиров!» С этим распоряжением стюардесса справилась на «отлично» – в течение следующих 7 минут 40 секунд (именно столько их судьба висела на волоске) она не позволяла панике овладеть людьми.

В 12.55 по московскому времени, когда до Одессы оставалось 110 километров, сработала сигнализация – отказал один из генераторов. В кабину из электрощита повалил едкий дым – копоть, смешанная с запахом хлора и горящей пластмассы. Пламя стало распространяться так быстро, что от огнетушителей оказалось мало толку. Ермаков приказал экипажу надеть маски и начал экстренное снижение.

Самолет вошел в 10-балльную облачность. К тому моменту вся электроника была обесточена, работали только двигатели. Со скоростью 540 километров в час машина неслась вниз буквально вслепую. Всматриваясь сквозь непроницаемую завесу дыма и облаков, Ермаков ориентировался лишь на показания высотомера, которые выкрикивал стажер Владимир Скарюкин: 5700 метров, 4000… Бортмеханик Николай Бородин, увидев, что на командира с потолка капает расплавленный пластик, бросил свою кислородную маску и, схватив с вешалки пальто, стал, как мог, защищать им Ермакова. Едва ли тогда он думал о последствиях отравления ядовитым дымом и шрамах, которые останутся у него после ожогов.

Пассажирский салон, в котором кислородные маски попросту не были предусмотрены, был уже полон дыма. Люди, подбадриваемые бортпроводницей, закутали лица платками и шарфами. Чтобы пассажиры не задохнулись, экипаж сознательно нарушил инструкцию – на высоте двух километров по инициативе Бородина разгерметизировали кабину и приоткрыли переднюю багажную дверь. Позже это решение не просто будет одобрено, но войдет как изменение в руководство.

С большим креном (по показаниям черного ящика в отдельные промежутки времени он превышал 70 градусов) самолет выскочил из облаков. Командир перешел на визуальный полет, определяя место для экстренной посадки. Впереди – деревня и высоковольтная линия, за ними – поле клевера. Юрию Ильичу помог опыт работы в авиации сельхозназначения, полученный в Курске и Казахстане. Однако более трудного приземления у него еще не было: без выпуска шасси самолет пропахал на «животе» больше 300 метров, распоров обшивку фюзеляжа и едва не развалившись на части. Но в итоге всем, кто летел этим рейсом, удалось выбраться из салона.

Героический экипаж рейса №395: механик Николай Бородин, бортпроводник Наталья Леонова, штурман Михаил Мартыненко, командир Юрий Ермаков, стажер-командир Владимир Скарюкин
Героический экипаж рейса №395: механик Николай Бородин, бортпроводник Наталья Леонова, штурман Михаил Мартыненко, командир Юрий Ермаков, стажер-командир Владимир Скарюкин

«Ан-24» спасти не удалось. После того, как взорвались баки с керосином, от машины остался один остов. Пассажиры и члены экипажа смотрели на взметнувшееся пламя уже отойдя на приличное расстояние и сидя на клеверном поле.

P.S. Надеемся, эту статью прочитают пассажиры рейса №395, спасшиеся 16 декабря 1982 года, и откликнутся на просьбу поделиться воспоминаниями.

Алексей ПИЩУЛИН

Вверх  —  Отзывы читателей (0)  —  Написать отзыв  —  Версия для печати


Выскажите своё мнение о статье

Имя: *
E-mail:
Город:
Смайлики: smile super yes no beer wink tongue laugh finish boy love girl confuse joy good fright sleep wall amaze angry box shok star kill stop suicide
Текст * сообщения:
Защита от спама *: Введите 6 цифр на картинке  → 
Поля, отмеченные (*), обязательны для заполнения.



Горячие новости
Добро пожаловаться
Справочная

Читайте в печатном номере: ТВ-программа на 32 канала, интервью со звёздами, результаты ТВ-лотерей «Золотой ключ», «Бинго», «Русское лото», частные объявления, биржа труда, полезные советы, конкурсы и сканворды 16+возрастная
категория
Сетевое СМИ «Друг для друга Курск Онлайн»
Зарегистрировано Роскомнадзором, регистрационный номер ЭЛ № ФС77-74531 от 29 декабря 2018 года
Посетителей сегодня: 1 036
Посетителей вчера: 28 517
Всего c 10.03.2003: 85 298 554
© ООО «Друг для друга — Медиа», г. Курск, 2003–2021
• При перепечатке ссылка на www.dddkursk.ru обязательна! • Политика конфиденциальности персональных данных